19 апреля 2024, Пятница

Курс валют

EUR
 
99,69
USD
 
92,91
16+

Что нам стоит самолет построить. Часть III

Больше Материалов

А что с налогами?

В первую очередь предпринимателей интересуют различные льготы и преференции. Налоговые льготы призваны адресно стимулировать те или иные сферы и отрасли...

Задел на новый урожай

Профильные региональные структуры рассказали о том, что в Смоленской области стартовали весенне-полевые работы. Например, в Руднянском районе аграрии провели...

Есть рост по отраслям

Подоспели свежи данные региональной статистики. В соответствии с ними в феврале 2024 года промышленное производство в Смоленской области увеличилось...

Очень увлеченная молодая смоленская семья взяла, да и построила самый настоящий летающий самолет. Да, одноместный и небольшой, но все же – самолет! Рассказываем, как это было реализовано.

От редакции

Начало истории о том, как семья Андрея Яковлева и Натальи Тумашовой вообще пришла к такой необычной и сложно осуществимой идее ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ. В первом материале также рассказывается о принципиальных моментах организации постройки самолета и выбора оптимальной модели. Кроме того, освещены материальные и временные затраты на осуществление мечты. Вторая статья посвящена выбору мотора и вновь модели самолета.

А мы идем дальше. Слово Андрею Яковлеву.

На фото справа налево: Наталья Тумашова, Андрей Яковлев и их московский товарищ и помощник Роман Марков. На авиасалоне «МАКС-2019»

Простота, надежность, доступность…

Мне не очень нравятся проекты, в которых используются детали от редкой, мало распространенной техники. Это сильно сужает круг людей, способных этот проект повторить, и особенно остро проявляется в авиационном техническом творчестве. Использование узлов и агрегатов от «больших» самолётов делает проект практически невозможным для повторения. То же можно сказать и о редких или дорогих материалах и сложных технологиях, которые нельзя использовать в обычной жизни. Например, для металлического самолёта нужны дорогие материалы, специальные приспособления и владение технологией, которая в обычной жизни не пригодится. Напротив, деревянное крыло требует таких навыков и инструментов, которые пригодятся в жизни. То же и со сваркой или пайкой.

Сам самолёт «Хит Супер Парасоль»   в аэродинамическом и технологическом плане настолько классический, что на его примере можно студентов учить!

Про крылья и бак

Крыло – деревянное двухлонжеронное. Лонжероны представляют собой, по сути, доску, установленную на ребро. Коробка лонжеронов расчалена проволокой ОВС. Дуга законцовки крыла и задняя кромка элерона – стальная оцинкованная трубка (тормозная трубка КАМАЗа – продается в любом магазине запчастей КАМАЗ). Нервюры ферменные, с фанерными кницами. Фанера у меня осталась с авиамодельных времён. При её отсутствии я смело поставил бы кницы из текстолита толщиной 0,8 мм из магазина электротоваров. Больше тонкой авиационной фанеры нигде не используется.

Топливный бак находится в крыле. Это позволяет иметь резервное питание двигателя самотёком в случае отказа топливного насоса. Бак — это одна из больших проблем для самодельщика. Я решил сделать его из тонкой, оцинкованной стали (обычная «оцинковка»). Изготовил маленький листогиб, согнул детали бака и спаял их припоем ПОС60. Заливная горловина – подходящая латунная заглушка из магазина сантехники. Штуцер трубки питания двигателя – из магазина КАМАЗ. Получился очень доступный и достаточно лёгкий бак. Кстати на самолётах По-2 баки тоже были из «оцинковки».

Использование узлов и агрегатов от «больших» самолётов делает проект практически невозможным для повторения. То же можно сказать и о редких или дорогих материалах и сложных технологиях, которые нельзя использовать в обычной жизни.

 

Ещё была проблема с топливным краном. Все подходящие краны из магазинов автозапчастей подтекали. Я нашёл нужный кран в магазине сантехники. Доработал его для соединения с медными трубками, и получился надежный и очень даже «авиационный» кран.

Про фюзеляж

Фюзеляж и хвостовое оперение – сварные, из тонкостенных бесшовных труб Ст-20. Фюзеляж — ферменный, с диагональными раскосами. Мне так было проще. Эдвард Хит предлагал фюзеляж без использования сварки, что делало его изготовление возможным большинству людей. Однако там используется большое количество тандеров для натяжки проволочных расчалок. Такие тандеры в наши дни либо практически невозможно достать, либо их покупка (и уж тем более изготовление) делает стоимость фюзеляжа настолько дорогой, что применение этой простой технологии теряет всякий смысл.

Кстати, тандеры — это проблема для самодельщика. Они используются в проводке управления и расчалках крыла. Я их изготовил из ушкового болта («болт откидной» в магазинах крепежа) и стальной полосы, соединенных между собой выточенной ниппельной гайкой. Этот «болт откидной» я использовал  также для петель навески элеронов и рулей хвостового оперения, что решило вопрос петель очень просто!

Про шасси

Шасси – пирамидальное, из стальных тонкостенных труб Ст-20, изготовленное без сварки, на болтах.

Две полуоси шасси – из стальных толстостенных труб 25X3 Ст-20 с резиношнуровой амортизацией. Трубы эти калиброваны, поэтому их не нужно протачивать для установки колёс. Резиновые шнуры продаются в магазинах спорттоваров. Колёса – это ещё одна «изюминка», они тоже самодельные!

Дело в том, что колёса — это следующая большая проблема для самодельщика. Подходящие колёса очень сложно найти. Я не смог.

Те, что продаются, либо тяжёлые, либо дорогие, либо у меня сомнения в их прочности. Я долго думал и пришёл к выводу, что, опять же, «всё уже придумано до нас». Спицованные колёса начала авиации! Заказал токарю втулки, купил на моторазборке стальные колёса от скутера по 300р за штуку, в веломагазине приобрел «спицы усиленные» диаметром 3 мм. Рассчитал и приступил.

Для металлического самолёта нужны дорогие материалы, специальные приспособления и владение технологией, которая в обычной жизни не пригодится. Напротив, деревянное крыло требует таких навыков и инструментов, которые пригодятся в жизни. То же и со сваркой или пайкой.

Болгаркой удалил из колёс диски, и получилось два отличных обода. Т.к. у меня не было станка для накатки резьбы на спицах, пришлось их укоротить со стороны головки и сделать маленький пресс из домкрата для формования новых головок. Этим же прессом выдавил лунки для ниппелей в ободах. В качестве подшипников использовал подходящие бронзовые втулки из магазина «Волга, Уаз». В целом получились лёгкие и очень прочные колёса, идеально подходящие для описываемого самолёта.

Про приборы

Отдельно хочу остановиться на приборах. Это очень дорогая статья в бюджете проекта любого самолёта. Настоящие приборы ещё и довольно тяжёлые. Это побудило искать нетрадиционный выход. Главная сложность – указатель скорости. Его я сделал за час из куска проволоки ОВС диаметром 2 мм и двух дюралевых пластинок. Получился УС флажкового типа, который широко применялся в 20х годах.

В качестве высотомера – туристический анероидный барометр со шкалой указателя высоты — из интернет-магазина. Механический указатель давления масла из магазина «Паз». Механический (!) указатель температуры масла УТ-200 из магазина «Агрозапчасти». Тахометр – очень распространенный электронный индукционного типа. А указатель скольжения мне подарили, хотя и его можно сделать самому. Указатель топлива – прозрачная трубка на топливном баке.

Продолжение следует…

Андрей Яковлев

Предыдущая статьяЭй, маска, я узнал тебя!
Следующая статьяФанат Круга, прими таблетки!
- Реклама -

Прокомментируйте

Please enter your comment!
Please enter your name here

- Реклама -

Новые материалы

А что с налогами?

В первую очередь предпринимателей интересуют различные льготы и преференции. Налоговые льготы призваны адресно стимулировать те или иные сферы и отрасли...

Задел на новый урожай

Профильные региональные структуры рассказали о том, что в Смоленской области стартовали весенне-полевые работы. Например, в Руднянском районе аграрии провели вспашку на площади 60 гектаров,...

Есть рост по отраслям

Подоспели свежи данные региональной статистики. В соответствии с ними в феврале 2024 года промышленное производство в Смоленской области увеличилось в частности на 6,8% в...

Стимулы для инвестиций

В региональном правительстве рассказали о стимулировании инвестиций.  Для повышения инвестиционной привлекательности Смоленской области, а также помощи инвесторам и предпринимателям в регионе действует целая система...

В помощь аграриям

В Смоленской области одним из главных драйверов роста сможет стать сельское хозяйство. С 2012 года доля инвестиций в него выросла более чем в четыре...
- Реклама -

Больше материалов по теме

- Реклама -