— Костя, грядёт фест. Едем?
— Надо ехать!
От редакции
О «внутренней кухне» субкультуры военных реконструкторов продолжает рассказывать один из наиболее видных смоленских участников этого движения Михаил Гойдин. Ранее в статьях: «Реконструкторы. Начало» , «Вы такой красивый!» и «Какое у вас ружьё! А оно настоящее?» он рассказывал об истоках темы и некоторых аспектах стоимости амуниции и оружия.
Михаил так предан своему делу, что даже в Центр по охране и использованию памятников истории и культуры вместе с коллегами-гидами пришел в очередном историческом образе. А пришли они сюда узнать судьбу остова церкви XII века, находящегося на набережной в Смоленске. На этом месте почти началось строительство дома, о чем мы писали в материале «Дом вместо остова древнего храма».
Ради чего все это…
Как вы понимаете, сегодня у нас речь пойдёт о военно-исторических фестивалях, о том, ради чего месяцы и годы собиралась информация, шились кафтаны, колеты и мундиры, собиралась и подгонялась амуниция, приобретались макеты и копии оружия, собиралась всякая аутентичная хозяйственная утварь. То, где можно и себя показать и на других посмотреть.
Попасть на военно-исторический фестиваль в качестве участника, поверьте мне, это совсем-совсем другое чувство, чем наблюдать за всем этим со стороны. Одевая на себя и нижнюю и верхнюю одежу другой эпохи, чувствуя реальную тяжесть и холод оружия, лежащего в руке, и ту особенную атмосферу исторического лагеря, когда участники фестиваля устраиваются у вечерних костров …
Фестивали проводятся уже достаточно давно и по всему миру. В городах и местечках, где некогда проходили крупные и мелкие, всемирно известные и не очень сражения, стычки, штурмы, кавалерийские рейды по вражеским тылам и прочее. И тут конечно надо вставить слово и о нашем городе Смоленске, история которого в каждом столетии его истории очень богата на события такого рода. Смоленск имеет просто огромный потенциал для проведения исторических фестивалей и привлечения
туристов со всего мира, развития туристической сферы, однако… Обещаю к этой теме обратиться в последующих публикациях рассмотреть и разложить её на составляющие в будущем, так как считаю её чрезвычайно важной для развития и города, и Смоленской области в целом.
Бельгийский задел
Итак, военно-исторические походы и фестивали начали проводиться по миру и в СССР уже с конца 80-х годов, где-то раньше, где-то позже. Известно, что одним из первых таких фестивалей был фестиваль у селения Ватерлоо в Бельгии, где 18 июня 1815 года состоялось решающее сражение сил Седьмой антифранцузской коалиции и французской армии, направляемой императором Наполеоном. Так вот, там предприимчивые местные жители решили привлекать туристов в свои места ежегодно, в указанную дату, маршируя по окрестностям с флейтами и военными барабанами, обрядившись в костюмы, отдалённо напоминающие мундиры французских и английских солдат начала XIX века. Их называли «маршировальщики», и конечно к реальной военно-исторической реконструкции они не имели никакого отношения. Но нужно признать, что их дерзкий план сработал! Эффектное хождение в ярких одеждах, да ещё под флейту и барабан стало привлекать со временем всё больше и больше зрителей и всё больше и больше туристов. А что туристам нужно помимо зрелища? Перекусить, переночевать, купить сувениры. Туристическая отрасль этого места пошла в гору. Но речь сейчас не об этом, к туризму я обещал вернуться позже.
Реконструкция при Ватерлоо. Фото с сайта фестиваля
Параллельно с «маршировальщиками» стала развиваться и сама военно-историческая линия. Историки любители, реконструкторы отмечали дату по-своему, маршируя и разыгрывая для себя и для зрителей эпизоды сражения, в точности повторяя тактику военных частей почти двухсотлетней давности, одевая на себя не домашние халаты с эполетами из бахромы старых штор, а точные копии мундиров армий императора Наполеона и лорда Веллингтона. Впоследствии количество переросло в качество, «маршировальщики» практически исчезли, а вот реконструкторы выросли и качественно и количественно. На разыгрываемых сражениях под Ватерлоо появилась и кавалерия, и артиллерия, и полностью аутентичные исторические лагеря с выстроенными в строгие ряды палатками, пошитыми по правилам того времени. Всё это стало качественно иным уровнем, так же способным привлечь и внимание туриста, и интерес к самой реконструкции. Ведь одежда, головные уборы, амуниция, оружие, сделанные с любовью, конечно производят впечатление на зрителя. Зрителю тоже в какой-то момент начинает хотеться присоединиться к этому буйству красочных мундиров, плюмажей и сверкающего оружия. Тогда зритель подходит после «сражения» к усталым и обливающимся потом реконструкторам и интересуется, как к ним можно присоединиться и сколько же это всё стоит!?
Оно того стоит
В прошлых статьях я уже писал, сколько это всё стоит. Да, дорого. Но! ВСЕГДА дорогу осилит идущий! Не обязательно покупать всё и сразу! Начать можно с малого. Отлично, если вы можете что-то сделать своими руками! Не можете сейчас, сможете потом, орудовать иголкой и ниткой большого умения не надо, тем более что это дело наживное. Не со второго, так с третьего раза получится. Тем более что реконструкторы и сами заинтересованы, чтобы их ряды росли, они и помогут найти правильный материал и выкройку, помогут найти хорошего производителя амуниции и заказать её чуть дешевле, помогут найти и всё остальное. Поделятся с вами какими-нибудь своими вещами. И конечно же пригласят на первый ваш фестиваль в качестве участника. А попасть на военно-исторический фестиваль в качестве участника, поверьте мне, это совсем-совсем другое чувство, чем наблюдать за всем этим со стороны. Одевая на себя и нижнюю и верхнюю одежу другой эпохи, чувствуя реальную тяжесть и холод оружия, лежащего в руке, и ту особенную атмосферу исторического лагеря, когда участники фестиваля устраиваются у вечерних костров, разливают по кружкам сухое красное. На лагерь постепенно опускается сумрак, у костров с поджаривающимся мясом завязываются душевные разговоры об истории, реконструкции, старожилы вспоминают былые великие фестивали. Доброе вино закусывается сыром, фруктами и подоспевшим на костре мясом. В общем, на лагерь спускается та самая атмосфера, ради которой люди и занимаются всем этим, о чём я писал ранее. Примерить на себя роли людей прошлого, приобщиться к истории реальных событий, о которых в детстве прочитаны книги, почувствовать дух героической эпохи, ещё раз поверьте мне, дорого стоит.
Продолжение следует…
Михаил Гойдин