На публичных слушаниях, которые прошли в городской Администрации 17 января, был представлен и обсуждён проект Стратегии социально-экономического развития Смоленска до 2030 года. Не сказать, что обсуждение было слишком активным в силу не слишком большого количества присутствующих. А ведь речь, по сути, идёт о документе, который призван определять приоритеты действий муниципальной власти на ближайшие годы.
Без энтузиазма
Вообще, процедура публичных слушаний, предусмотренная законодательством о местном самоуправлении, у нас как была, так и остаётся недооценённой. Предусмотренная законодательством о местном самоуправлении, она даёт фактическую возможность любому неравнодушному гражданину принять деятельное участие в обсуждении важнейших вопросов местного значения.
17 января таких неравнодушных граждан на публичных слушаниях наблюдалось ну вот совсем немного. Отсутствие гражданского энтузиазма вызывает большое сожаление. И что, неужели кто-то мешал упомянутому деятельному участию? Вовсе нет. Зато хлёсткие обвинения в том, что люди у нас не допускаются властью к управлению – можно слышать с завидной регулярностью.
Соответственно, в силу отсутствия достаточного количества заинтересованной публики, доклад начальника Управления инвестиций Администрации Смоленска Светланы Титовой прошёл быстро и гладко. А ведь обсуждать и задавать вопросы, ровно как и делать предложения, есть по поводу чего.
Наши проблемы
В отношении описания городских проблем проект Стратегии (к слову, объемный документ на 125 листов) порой выглядит очень откровенным. И, с точки зрения автора, самая большая откровенность заключается в оценке демографической ситуации. Кстати, сокращение численности постоянного населения обозначено как слабая сторона № 1 в SWOT-анализе теперешнего состояния города. Характерная цитата из текста документа: «За период 2015 – 2020 годов в городе Смоленске наблюдалось увеличение уровня смертности, который значительно превышает рождаемость. Высокая смертность населения остается одной из самых серьезных медико-демографических проблем. Естественная убыль населения в 2020 году составила 2354 человека и увеличилась по сравнению с 2015 годом на 1883 человека. Показатель естественной убыли, рассчитанный на 1 тысячу населения, значительно ухудшился и составил 7,3 (в 2015 году – 1,4)».
То есть, можно говорить о медленном, но уже довольно верном смоленском вымирании. И, понятно, что сокращение численности постоянного населения влечёт за собой и проблемы в других сферах: экономической, социальной и так далее по списку. Кроме того, на протяжении последних лет в Смоленске наблюдалось непрерывное сокращение числа трудоспособных горожан – на 12,3 тыс. человек за период с 2015 по
2020 год.
Есть в Стратегии и другие не внушающие оптимизма показатели. Так, износ водопроводных сетей города уже превышает 65%, а износ канализационных сетей перевалил отметку в 43%. При этом, если говорить о бюджете, то здесь тоже есть проблемы. Ещё одна цитата: «Характерной особенностью бюджета города Смоленска является пониженный уровень бюджетной обеспеченности относительно других сопоставимых городов. По данному показателю город занимает 163 место среди 194 городов России с населением более 100 тыс. человек. Безвозмездные поступления в бюджет города Смоленска в 2020 году составили 4,3 млрд руб., что больше на 1,6 млрд руб., или 62,7 % поступлений 2015 года».
Разумеется, недостаточность финансовых средств для исполнения полномочий, установленных федеральным законодательством, высокая зависимость от вышестоящего бюджета в проекте Стратегии социально-экономического развития до 2030 года также определяется в качестве слабой стороны. То есть своих источников доходной части бюджета мало, населения с каждым годом всё меньше, и возникает закономерный вопрос: а что делать?
Что делать?
В ответ на этот извечный и проклятый отечественный вопрос Стратегия, насколько только это возможно, пытается дать ответы: авторы явно старались. Начиная с 83 страницы документа (напомню, что всего этих страниц 125) начинаются ответы. Стратегической целью определено повышение уровня и качества жизни населения города на основе динамичного развития экономической и социальной сфер. На основе данный цели обозначены приоритеты. Это:
- развитие социальной сферы и создание условий для улучшения качества жизни горожан;
- развитие и модернизация городского хозяйства и инженерной инфраструктуры;
- увеличение численности субъектов малого и среднего предпринимательства и повышение инвестиционной привлекательности;
- создание туристической среды.
То есть задачи ясны, цели определены, а значит — за работу, товарищи, как говорил в своё время один отечественный руководитель. Впрочем, есть здесь и некоторые неясности. Например, не совсем понятно, как всё-таки будет решаться демографическая проблема, потому что в прогнозных цифрах Стратегии к 2030 году население города-героя может сократиться на 12 тысяч человек. Популяризация и сохранение семейных ценностей может здесь оказаться недостаточной мерой.
Примерно то же самое — с выравниванием бюджетной обеспеченности. Понятно, что от бюджетной зависимости Смоленску нужно постепенно избавляться. Но как именно это делать и с какими целевыми показателями – в Стратегии об этом говорится как-то не слишком отчётливо.
Зато очень даже отчётливо обозначены направления и действия по количеству благоустроенных дворовых территорий многоквартирных домов (512 к 2030 году по сравнению с 294 в 2020 году) и количеству благоустроенных мест массового посещения граждан (52 к 2030 году по сравнению с 32 в 2020 году). Выглядит вполне реалистично. Теперь главное – качество исполнения.
P.S. Согласно федеральному законодательству о местном самоуправлении, утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. В нашем случае это Смоленский городской Совет.
Сергей Александров