В нынешний День учителя мне удалось совместить приятное с полезным – побывать в своей родной 27-й средней школе Смоленска, поздравить с праздником и побеседовать с педагогами, которые меня учили и воспитывали более 30 лет назад…
Неподдельная искренность
На первом этаже у кабинета директора школы Елены Николаевны Лобановой стояли школьники. Они зашли и искренне поздравили директора с праздником.
Просачиваюсь в кабинет и ловлю радостно-недоуменный взгляд моего бывшего педагога. Давным-давно, когда она только пришла в школу после института преподавателем русского языка и литературы, именно наш класс стал ее первым в качестве классного руководителя.
Дождавшись ухода очередных детских представителей, дарю Елене Николаевне розу. А школьники все идут и идут.Нам удается перекинуться несколькими словами.
— Как вообще сейчас дела в школе? – спрашиваю я, присев на стул в кабинете, куда за различные почти невинные проступки нас, шалопаев, вызвал еще директор Анатолий Петрович Журавлев.
— В последние лет пять сделанысерьезные вложения, — охотно отвечает Елена Николаевна. – Ремонты различной степени, переоборудование, модернизация материально-технической базы с упором на цифровизацию и интерактив… Это не просто слова, – смеется она. — Так и есть. Опять жеблагодаря дополнительным выплатам даже начинающие педагоги неплохо зарабатывают.
— А дети нынче какие?
— Хорошие дети, – делает она акцент. –Хорошие! Со взрослыми иногда работать сложнее, чем с детьми…
Я прошу Елену Николаевну дать мне возможность побеседовать с Галиной Петровной Анисимовой, которая преподавала у нас историю и привила мне к ней любовь. Еще подходя к школе, я увидал ее через окно первого этажа.
Смена эпох
К учительнице истории с 40-летним стажем у меня целый ряд вопросов. Но времени мало, и потому задаю самые, на мой взгляд, актуальные.
— Галина Петровна, вы ведь еще в 1980-е годы начинали.
— Да. Тогда, особенно в истории, был сильный упор на идеологию. Так что мы преподавали совсем не так, как сейчас.
— Но ведь все равно это было переломное время. В СМИ говорилось одно, на кухнях другое… Все яснее становилось, что вот-вот что-то очень сильно должно поменяться.
— Конечно, почти все взрослые это так или иначе ощущали.
— А дети? Особенно старшеклассники. Они ведь задавали неудобные вопросы?
— Все же тогда даже взрослые дети были очень покладистые. Хотя, конечно, неудобные вопросы задавали. Они в основном касались бытовых вещей. Мы были вынуждены говорить о преимуществе социалистического строя, а многие, в том числе и взрослые, мечтали о заграничных джинсах, магнитофонах, жвачке… Даже появилась расхожая шутка: «Запад, конечно, загнивает, но зато как благоухает». Вот тут сложно было что-то ответить.
— А затем настали лихие 90-е годы. Как вы выходили из ситуации?
— Я старалась преподавать историю по возможности без идеологических интерпретаций. Ведь до этого все рассматривалось с точки зрения марксистско-ленинской теории. От этого мы ушли к большему упору на фактическую сторону: конкретно что, где, когда и почему произошло и что за собой повлекло. Историю государства рассматривали в контексте мировой истории.
— А сейчас какая-то идеология присутствует в преподавании истории в школе?
— При рассмотрении отечественной истории стараемся привить здоровый патриотизм, любовь к своей Родине и ее прошлому. Да, конечно, были и негативные моменты, но все же позитивного и даже великого в нашей истории больше.
— Галина Петровна, через вас столько детей прошло. Как вы нынешних в целом оцениваете?
— Я нередко слышу, что современная молодежь какая-то, мягко говоря, не такая… Но, наблюдая их, я не соглашусь. В основной своей массе дети интеллектуально развиты. Ведь у нас обычная школа. При этом уже к 9-му классу большинство старается определиться, по какому направлению им дальше идти: техническому, гуманитарному, естественнонаучному… И уже от выбранной специализации строить свое дальнейшее образование. Да, это при активном участии родителей и педагогов, которые посильно помогают. Но, повторюсь, у большинства есть стремление учиться и развиваться. Так что хорошие нынче дети.
— Как сказывается на обучении и воспитании условная цифровизация?
— Мы ограничиваем использование гаджетов на уроках. Но, вместе с тем, умеренно прибегаем к их использованию. И, скажу, что в определенных моментах они очень полезны и эффективны в процессе обучения. Главное – все в меру и по уму…
Пересечение эпох
Душевно побеседовал с Галиной Петровной.
После теплого прощания с педагогами я прошел через школьный двор – такой знакомый и родной. Вот на стенах висят памятные доски в честь учащихся школы, так или иначе проявивших себя на службе Родине.
Здесь же и памятная табличка о том, что школа носит имя ее ученика, выдающегося советского певца Эдуарда Хиля, бюст Феликса Дзержинского….
Сколько же хорошего и светлого связано с этим замечательным местом. И, наверняка, не у меня одного. Но что такое школа без педагогов и воспитателей от бога? Вопрос – риторический.
Сергей Щемелев