19 июля 2024, Пятница

Курс валют

EUR
 
94,56
USD
 
87,00
16+

О технике и пиротехнике

Больше Материалов

Стройплощадка – 2024. Половина года прошла успешно

Строительство любых объектов, но в первую очередь жилья сложно переоценить. А в наши дни новые квартиры – это очень...

Поддержки много не бывает

Новые меры поддержи для фермеров ввело Правительство Смоленской области. Меры в числе прочего выражаются в расширении лизинга и субсидии на...

Братское сотрудничество

Как приграничный субъект, Смоленская область тесно взаимодействует с Республикой Беларусь, и эти отношения будет укрепляться. Ранее были достигнуты договоренности о взаимодействии...

Смоленский реконструктор Михаил Гойдин продолжает рассказывать о «внутренней кухне» этой интересной и, несомненно, достойной внимания субкультуры, способствующей, кроме всего прочего, наглядному изучению истории. Предыдущие публикации вы можете посмотреть здесь и здесь.

Давно замечено, что именно детали придают общей картине вид, законченный и достоверный. Это безусловно касается и постановочного сражения на фестивалях военно-исторической реконструкции. И тут важно, чтобы каждые элементы работали не только чётко и слаженно, но и максимально достоверно, ведь целью реконструкции является попытка максимального воссоздания зрелища исторической битвы со всеми её особенностями, деталями. И тут конечно очень важна роль правильной работы пиротехники.

Столбы крутящегося пламени, огромные клубы дыма, разлетающиеся во все стороны искры и комья земли, горящий танк, подброшенный взрывной волной в воздух на несколько метров человек, горящие хаты и рушащиеся дома придают разыгрывающемуся перед глазами зрителей сражению особую достоверность. Однако не надо забывать, что это всего лишь шоу, участники которого должны обязательно в конце выжить и не получить сколько-нибудь значительных ранений. Именно это делает работу пиротехника особенной и особо ответственной. Пиротехники — это те герои реконструкторских сражений, работа которых, несмотря на огонь и искры, остаётся в тени. К ним не бегут зрители после «сражения», чтобы, обняв, сфотографироваться, но именно они первыми приходят на поле и последними его покидают, сматывая свои электрические снасти, приводящие в действие замаскированные на поле взрывпакеты, закладки, ракеты, резервуары с горючей смесью.

Работа пиротехника очень ответственная, так как воспроизвести взрыв на поле реконструкторского боя, по которому бегают десятки и даже сотни человек, не покалечив никого, — это, можно сказать, настоящее искусство, поэтому каждый пиротехник должен обязательно пройти обучение и перед получением диплома сдать экзамен. Только после этого пиротехник может воспользоваться приглашением организаторов фестиваля и показать своё искусство в деле.

Пиротехники обязательно должны свою работу согласовывать со сценаристом «сражения», выслушать его пожелания и соотносить свою работу с ним – когда вступает в дело артиллерия и миномёты, взрывы от «пущенных снарядов» должны происходить синхронно, но с секундной задержкой, что бы опять-таки это смотрелось со стороны достоверно. Также работа пиротехники согласуется с маршрутами и временем передвижения пехоты на пространстве, чтобы атакующие или отступающие не попали под «реальный» обстрел и не пострадали.

Нужно отметить, что на некоторых мероприятиях, на которых я бывал, пиротехники могут постараться особенно, тогда зрители и участники как бы переносятся в другое время, а фотографы делают такие снимки, глядя на которые хочется воскликнуть: «Боже! Это реально как из того времени!» Только представьте, как вы стоите в пехотной колонне, ожидая сигнала к атаке, перед вами в полутора сотне метров раздаются сильные взрывы, так что до вас долетает взрывная волна с небольшими комьями грязи, а зрителей заволакивает клубами дыма. Вы как бы остаётесь один на один с вражескими пушками, «отправляющими в вашу сторону чугунные шары». Тут раздаются команды командиров, передаются капралами и сержантами, под мерный треск барабанов твоя колонна начинает движение в сторону неприятеля, душа и сердце наполняется благоговейным трепетом, ты ощущаешь торжественную величественность именно этого момента. Как точно это описано у Льва Николаевича в «Войне и Мире»! То, что чувствовал Андрей Балконский в бессмертном романе, можешь почувствовать и ты!

Как же это всё работает? На поле, перед «сражением» в заранее определённых местах закапываются металлические цилиндры, запаянные с одного конца, направленного в землю, а открытая часть наружу. Эта ёмкость заполняется горючей смесью и мелким порошком типа цемента или алебастра. К этой ёмкости подведены провода, которые при замыкании высекают искру и воспламеняют содержимое ёмкости. Получается как бы направленный вверх взрыв с огнём и дымом, не причиняющий вреда тем, кто находится с ним рядом. Перед взрывом раздаётся такой как бы свист летящего снаряда призванный предупредить участников реконструкции о скором срабатывании заряда, чтобы они нагнулись или спрятались за складками местности. Сами пиротехники такие заряды называют «свистуны». Устроить не просто красивые столбы пламени и дыма, а сделать их ещё безопасными для участников «сражения» и зрителей требует от пиротехника значительных знаний, умений и опыта. Провода от всех «закладок» сводятся на командный пункт пиротехника, к его пульту управления. Обычно для такого пункта выбирается укромное место, скрытое от глаз зрителей, но из которого будет хорошо видно само поле сражения. Оттуда, с командного пункта пиротехник, сверяясь со сценарием «сражения», со своего пульта по очереди «подрывает» те или иные заряды, а зритель конечно же видит на поле симметричную работу артиллерии и взрывов.

Помимо пиротехники и артиллерии, на полях реконструкторских сражений XX века большой интерес у зрителей вызывает и историческая военная техника. И тут нужно сказать, что восстановление или создание копии военной машины, танка, бронетранспортёра или даже летающего самолёта является гораздо более трудоёмким и финансово затратным делом, чем воссоздание одежды и экипировки простого пехотинца. Это дело реально для реконструкторов с возможностями, таких, как вы понимаете, в мире совсем не много. Но они есть. О них как раз я и собираюсь вам рассказать.

На военно-исторических фестивалях в нашей стране я сталкивался с техникой из трёх крупных собраний – Мосфильм, музей техники в Кубинке и музей Вадима Задорожного. Технику с Мосфильма можно увидеть в нескольких художественных фильмах современности о Великой отечественной войне, таких как «Сталинград» 2016 года и «Белый тигр» 2012 года. Опытный зритель конечно может отличить настоящий танк от копии или вообще стилизации, такой, которая использована в фильме «Сталинград», где использованы советские танки, по-моему Т-52, обвешанные противокомулятивными щитами. В фильме они выполняли роль немецких средних танков T – IV. Но организаторы фестивалей всегда стараются такую технику поставить подальше от зрителей, чтобы она не смущала знатоков. На первый план всегда выставляется самая лучшая техника, коей богат музей в Кубинке. По окончании «сражения» с такой техникой хотят сфотографироваться почти все зрители, приехавшие на фестиваль, выстраиваются огромные очереди. Это ведь такая возможность — не в кино увидеть на полном ходу легендарный Т-34 или СУ-100, немецкую Пантеру или Гономаг, а в живую. Прикоснуться к грозной военной технике, ощутить холод брони, запах мазута и вообще представить реальные размеры стальных монстров. Всё это конечно завораживает и может пробудить интерес к истории практически у любого человека.

Михаил Гойдин

Предыдущая статьяМы с тобой одной крови
Следующая статьяУчись, студент!
- Реклама -

Прокомментируйте

Please enter your comment!
Please enter your name here

- Реклама -

Новые материалы

Стройплощадка – 2024. Половина года прошла успешно

Строительство любых объектов, но в первую очередь жилья сложно переоценить. А в наши дни новые квартиры – это очень...

Поддержки много не бывает

Новые меры поддержи для фермеров ввело Правительство Смоленской области. Меры в числе прочего выражаются в расширении лизинга и субсидии на культуртехнические работы. В частности, на Смоленщине...

Братское сотрудничество

Как приграничный субъект, Смоленская область тесно взаимодействует с Республикой Беларусь, и эти отношения будет укрепляться. Ранее были достигнуты договоренности о взаимодействии в мероприятиях, направленных на расширение...

Жилищный вопрос

В своем отчете о работе регионального правительства в 2023 году  губернатор Смоленской области Василий Анохин коснулся и вопросов жилищного строительства. В Смоленской области в...

Поддержка в разгар посевной

Из официальных источников стало известно, что с начала 2024 года смоленские аграрии получили 31 льготный кредит (с учетом одобренных в прошлом году) на сумму,...
- Реклама -

Больше материалов по теме

- Реклама -