Почему незнание законодательства о местном самоуправлении нередко оказывается на руку тем, кто совсем не хочет вспоминать, кто в стране, согласно Конституции, является не только носителем непростой ноши суверенитета, но и единственным источником власти (подсказка – многонациональный народ)? И есть ли сегодня способы созидательного проявления гражданской активности?
Вот прав же был Президент России В.В. Путин, утверждавший, что необходимо, цитата: «…поддерживать значимые общественные инициативы, вовлекать жителей в реализацию муниципальных проектов и программ. Такое участие служит развитию гражданского общества, институтов прямой демократии»! А как вообще они могут на практике работать?
Местное самоуправление – это самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Это важный, по большому счёту, вопрос, потому что именно на местном уровне никакого барьера между властью и обществом, на самом деле, не существует. Правда, есть ещё один, уже другой вопрос, что незнание законодательства о местном самоуправлении парализует даже элементарную активность людей, не позволяет им самоорганизовываться и, на полностью законных основаниях, становиться частью местной власти. Потому что местная власть, она же местное самоуправление – это самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Цитата, между прочим, взята из федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». А этот закон, несмотря на кучу изменений, которые за полтора с лишним десятка лет в него успели внести, сеет много разумного, доброго и вечного. И в определении местного самоуправления обращает на себя внимание как раз часть о непосредственном осуществлении местного самоуправления. Ну, напрямую, то есть, самим, самостоятельно. И вот здесь становится совсем нелишним ознакомиться с замечательной 5-й главой упомянутого 131-го закона, которая характерно называется «Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления».
И вдруг, после даже беглого изучения этой самой 5-й главы, начинают открываться почти удивительные вещи! Оказывается, люди могут в муниципалитетах очень и очень многое. Вот несколько наверняка риторических вопросов. Вы когда-нибудь выступали с правотворческой инициативой, то есть свой законопроект предлагали? А проект бюджета вашего поселения, городского или сельского, обсуждали, письменные предложения в него вносили? Может быть вы голосовали за отзыв депутата-бездельника? Или получали деньги от муниципалитета на проект благоустройства двора по линии территориального общественного самоуправления (ТОС), которое является самостоятельным юридическим лицом? А есть ведь и ещё один непраздный вопрос: ругая власть, не забываем ли мы, что властью, тем более муниципальной, можем и, пожалуй, должны быть мы сами? Потому что когда не проявляем инициативу мы, этим будут пользоваться и проявлять свою инициативу (а чаще всего практически ничего не делать) местные чиновники. А ничего не делать – может стать большим и толстым соблазном для чиновника, так ведь? Не поэтому ли незнание нами законодательства о местном самоуправлении и правда порой оказывается на руку местным властям? Зачем им активность людей? Тогда ведь и работать больше придётся, и с мнением народа считаться. Вот и получается, что если кому-то что-то и нужно менять, то лучше взять и попробовать сделать это самим, как в местном самоуправлении и должно быть. Как там у всегда актуального Виктора Цоя? Дальше действовать будем мы!
Сергей Александров