18 апреля 2024, Четверг

Курс валют

EUR
 
99,69
USD
 
92,91
16+

Рождество: вчера и сегодня

Больше Материалов

Задел на новый урожай

Профильные региональные структуры рассказали о том, что в Смоленской области стартовали весенне-полевые работы. Например, в Руднянском районе аграрии провели...

Есть рост по отраслям

Подоспели свежи данные региональной статистики. В соответствии с ними в феврале 2024 года промышленное производство в Смоленской области увеличилось...

Стимулы для инвестиций

В региональном правительстве рассказали о стимулировании инвестиций.  Для повышения инвестиционной привлекательности Смоленской области, а также помощи инвесторам и предпринимателям...

В Смоленском Свято-Успенском кафедральном соборе в ночь с 6 на 7 января состоялась праздничная Божественная литургия, посвященная Рождеству Христову. Богослужение совершил митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор. А мы предлагаем окунуться в историю и узнать, как праздновали Рождество на Смоленщине.

На Смоленщине, как и на всей Руси, по старому стилю Рождество отмечали 25 декабря, Новый год праздновали 1 января, а 6 января — Крещение. Эти праздники составляли единый цикл, который называли «Белые Святки» (летом были ещё «Зелёные Святки»). В это время крестьяне не выполняли никакие работы, кроме самых необходимых: приготовление пищи, уход за скотиной и другие повседневные дела.

Изначально Святки связанны непосредственно с зимним солнцестоянием. Люди считали, что, чтобы солнце начало свой путь к весне, ему необходимо было помочь, как бы подтолкнуть на новый круг. Тут прослеживаются три основные темы. Во-первых, обряды и ворожба, направленные на благополучие, урожай и здоровье. Во-вторых – это культ ушедших в иной мир предков. Считалось, что в это время стирается грань между мирами, и на какое-то время они могли перейти в наш мир. Как дань древним традициям, к ним обращались за помощью, устраивали праздничную трапезу. У нас на Смоленщине был обычаи «греть предков». Он заключался в том, что на дворе разжигали костер из соломы, считалось что предки приходят к нему погреться. И в-третьих, это было время, когда молодые люди могли искать себе пару, проявлять симпатии. Молодёжь ходила колядовать, что, помимо прочего, способствовало и появлению новых знакомств. Устраивали игрища с ряжеными в масках. Этнограф Владимир Добровольский писал, что на Смоленщине играют в «покойника»: мужчине на голову надевали тыкву с прорезями для глаз и рта и возили по деревне, а девушки должны были его целовать. Также смоляне любили кататься с горок и считали, что чем дальше прокатятся санки, тем длиннее будет лён в следующий урожай.

Также примечательно, что накануне Рождества ничего не ели – это последний день поста. И лишь после появления первой звезды начиналась долгожданная трапеза, именовавшаяся «бедная кутья».

В календаре за 1899 год написано, что в Смоленске проводилось традиционное шествие с церковными песнопениями от Успенского собора. В городе обустраивали торговые палатки и катались на тройках. Но если дети и взрослое население относились к данному празднику уважительно, то молодёжь озорничала. Особенно отличались парни с Рачевской слободы, они приставали к прохожим и ломились в местные дома.

В воспоминаниях Марии Клавдиевны Тенишевой есть строки, посвящённые Рождеству в Талашкино:

«Чтобы уяснить себе, как в деревне проводят праздники, я задала детям сочинение на тему «Как я провел святки». Сочинения эти сослужили мне большую службу. Почти в каждой тетради, за малыми исключениями, встречались такие фразы: «Был в гостях у крестного, пил водку» или «Катался с гор, тятька дал горилки» и т.п. Вот тут и воспитывай юношество в нравственных правилах и трезвости…

   … Незадолго до Рождества муж говорил мне:

   — Как ты думаешь провести праздники?

   У меня давно уже было намерение поехать в Талашкино, устроить елку школьникам и спектакль, к которому уже шли приготовления и разучивались роли.

   Елка наша в Талашкине удалась на славу. Огромное дерево было увешано практичными подарками и массой сластей. Были устроены бочки с зерном, в которых дети наудачу вылавливали сюрпризы. Каждому из учителей и их женам я сделала маленькие подарки, детям служащих тоже были розданы подарки. Спектакль прошел очень хорошо, несмотря на то что было всего три репетиции».

В 30-е годы в Смоленске начали проводить целые «антирождетсвенские» кампании: антирелигиозные митинги и концерты, а иногда даже карнавалы, на которых всячески высмеивали Рождество. Во время одного из таких карнавалов рабочие-печатники даже отвезли на свалку два гроба с надписями «религия» и «капитал». Еще одним важным направлением борьбы с Рождеством была явка в этот день на работу. Отсюда и лозунг того времени: «Ни одного прогула в дни старого Рождества!».

Сегодня этот праздник вновь обрёл утраченную популярность и активно отмечается верующими.

С Рождеством!

Подготовила Арина Муржак

- Реклама -

Прокомментируйте

Please enter your comment!
Please enter your name here

- Реклама -

Новые материалы

Задел на новый урожай

Профильные региональные структуры рассказали о том, что в Смоленской области стартовали весенне-полевые работы. Например, в Руднянском районе аграрии провели...

Есть рост по отраслям

Подоспели свежи данные региональной статистики. В соответствии с ними в феврале 2024 года промышленное производство в Смоленской области увеличилось в частности на 6,8% в...

Стимулы для инвестиций

В региональном правительстве рассказали о стимулировании инвестиций.  Для повышения инвестиционной привлекательности Смоленской области, а также помощи инвесторам и предпринимателям в регионе действует целая система...

В помощь аграриям

В Смоленской области одним из главных драйверов роста сможет стать сельское хозяйство. С 2012 года доля инвестиций в него выросла более чем в четыре...

Грядет сезон сельхозработ

Ожидается, что в этом году смоленские аграрии готовы начать сельхозработы работы в первой декаде апреля. Министр сельского хозяйства и продовольствия региона Ольга Мелехова сообщила,...
- Реклама -

Больше материалов по теме

- Реклама -