23 сентября 2021, Четверг

Курс валют

EUR
 
85,21
USD
 
72,68
16+

Теория «второй беды». Слово дорожникам-практикам

Больше Материалов

Былое и Дума: И вновь продолжается бой?

Если всё-таки говорить о былом, то недавнее, пятилетнее прошлое в итоге оказало решающее влияние на результаты голосования 19 сентября....

Создание доступной городской среды. Новый уровень взаимодействия

21 сентября сего года на заседании комиссии по вопросам городского хозяйства при Смоленском городском Совете депутат Владимир Бурдули поднял...

Радиофобия отменяется

Вместе с группой смоленских школьников я побывал в Учебно-тренировочном центре Смоленской атомной электростанции. Впечатлений – море. Но, самое главное,...

Тема дорог в информационном пространстве поднимается постоянно. Оно и понятно, даже уточнять нечего. Однако, во всех этих обсуждениях не хватает адекватных практических мер, способных исправить ситуацию. Нужно это исправить.

Обладатели «сакральных знаний»

В последние шесть лет (до января 2020 г.), пока я был главредом специализированной профильной газеты «Строитель и промышленник Смоленщины», мне в том числе приходилось много общаться со смоленскими дорожниками. В основном это «красные директора», поднявшиеся из мастеров-инженеров еще при советской власти и отлично знающие свое дело. Так вот, особенно в доверительных разговорах не для прессы, они влет выдавали первоочередные действенные меры, которые стоило бы предпринять, чтобы в кратчайшие сроки улучшить положение с дорожным ремонтом и дорожным же строительством в Смоленской области и по всей России.

В России транспортные расходы (имеется в виду автомобильный транспорт) составляют порядка 21% от себестоимости товаров. В то время как в Европе данный показатель – в районе 7%. У нас средняя скорость доставки грузов автотранспортом около 40 км/час, в Европе – 80-90 км/час. А в сутки это уже 600 км против 1200 км. Как говорится, почувствуйте разницу.

А после этих разговоров мои собеседники занимались прохождением конкурсных процедур, подчиненных нынешним реалиям, мягко говоря, далеким не то что от идеала, а вообще от всего…

Так что пока не будут реализованы пункты, перечисленные ниже, ни о каком позитиве в дорожном хозяйстве говорить не придется. Они не исчерпывающие, но базовые.

Есть к чему стремиться

Но, для начала, несколько цифр. Значения средневзвешенные и разнятся от региона к региону, но, тем не менее, позволяют понять масштаб проблемы.

Итак, в России транспортные расходы (имеется в виду автомобильный транспорт) составляют порядка 21% от себестоимости товаров. В то время как в Европе данный показатель – в районе 7%. У нас средняя скорость доставки грузов автотранспортом около 40 км/час, в Европе – 80-90 км/час. А в сутки это уже 600 км против 1200 км. Как говорится, почувствуйте разницу.

И это именно следствие неразвитости дорожной сети и плохого состояния дорог.

Сейчас рентабельность автомобильных перевозок в соревновании с железнодорожным транспортом достигает 800 км. Но при существенном улучшении дорожной сети эти значения вполне можно довести до 1500-2000 км.

И это только экономика, не говоря про аварийность, застрявшие скорые помощи и машины МЧС…

Очевидное, но невероятное

Предлагаемые дорожниками меры очевидны, хотя часто так бывает, что все всем вроде бы и понятно, но не озвучено, а потому абстрактно и туманно.

На первое место дорожники в числе первоочередных мер по исправлению ситуации ставят необходимость так называемого «регионального протекционизма». Причем все, как один, ставят в пример Калужскую область. Там невозможно получить государственные контракты, не будучи зарегистрированными на территории субъекта. Мало того в расчет берутся и такие критерии как наличие своей материально-технической базы, опыт в выполнении подобных объектов и т.д.

Далее дорожники настаивают, что в разработке целевых программ и проектной документации, отборе подрядчиков, а также контроле работ должны не декларативное, но реальное участие принимать СРО строителей и проектировщиков – то есть профессионалы-практики. А то, признаются собеседники, всем этим по факту часто занимается не пойми кто…

Затем, важно, чтобы при отборе победителей на конкурсах базовым критерием были бы качественные характеристики проектных и строительных решений, а не более низкая демпинговая цена.

Наконец, в дорожном деле, если рассматривать интересы отрасли и общества, обязан практиковаться комплексный подход. При таком подходе кроме строительства и ремонта дорог подрядчику вменяется комплексное обслуживание его объектов минимум на 5 лет. Это простимулирует его изначально выдавать требуемое качество, чтобы потом не «попадать на бабки».

Наших бьют!

В целом понятно – дорожники, впрочем, как и все представители регионального бизнеса, хотят, чтобы сюда не лезли демпингующие «варяги», а все контракты доставались бы своим. Исключение для товаров и услуг, не производимых и не предоставляемых на Смоленщине.

Именно этого они и хотят. Это справедливо и в масштабах всей страны. Может кто схему и не знает. А она такова. Залетные «варяги», пользуясь несовершенством законодательства, на конкурсах сбивают цену до минимума, берут контракты, а потом еще дешевле впаривают нашим, которые согласятся. В итоге страдает качество и так далее…

Одним словом, понятно, перемены здесь перезрели. Причем и рецепты «лечения» самые что ни на есть простые и эффективные. Надо лишь к ним прибегнуть…

Сергей Щемелев

- Реклама -

Прокомментируйте

Please enter your comment!
Please enter your name here

- Реклама -

Новые материалы

Былое и Дума: И вновь продолжается бой?

Если всё-таки говорить о былом, то недавнее, пятилетнее прошлое в итоге оказало решающее влияние на результаты голосования 19 сентября....

Создание доступной городской среды. Новый уровень взаимодействия

21 сентября сего года на заседании комиссии по вопросам городского хозяйства при Смоленском городском Совете депутат Владимир Бурдули поднял вопрос доступной городской среды.  Владимир...

Радиофобия отменяется

Вместе с группой смоленских школьников я побывал в Учебно-тренировочном центре Смоленской атомной электростанции. Впечатлений – море. Но, самое главное, нас убедили, что мирный атом...

Кого принесут крылья Феникса?

В День Города 25 сентября в Смоленске стартует XIV Всероссийский кинофестиваль актеров-режиссеров «Золотой Феникс». Торжественное открытие, а также показ кинолент, закладка именной звезды и...

Выжить на прожиточный минимум в Смоленске

Можно ли выжить на прожиточный минимум? – этот вопрос волнует всех бюджетников и некоторых профессионалов, по большому счету, около половины населения Смоленщины. Что можно...
- Реклама -

Больше материалов по теме

- Реклама -