20 апреля 2024, Суббота

Курс валют

EUR
 
99,69
USD
 
92,91
16+

Теория «второй беды». Слово дорожникам-практикам

Больше Материалов

А что с налогами?

В первую очередь предпринимателей интересуют различные льготы и преференции. Налоговые льготы призваны адресно стимулировать те или иные сферы и отрасли...

Задел на новый урожай

Профильные региональные структуры рассказали о том, что в Смоленской области стартовали весенне-полевые работы. Например, в Руднянском районе аграрии провели...

Есть рост по отраслям

Подоспели свежи данные региональной статистики. В соответствии с ними в феврале 2024 года промышленное производство в Смоленской области увеличилось...

Тема дорог в информационном пространстве поднимается постоянно. Оно и понятно, даже уточнять нечего. Однако, во всех этих обсуждениях не хватает адекватных практических мер, способных исправить ситуацию. Нужно это исправить.

Обладатели «сакральных знаний»

В последние шесть лет (до января 2020 г.), пока я был главредом специализированной профильной газеты «Строитель и промышленник Смоленщины», мне в том числе приходилось много общаться со смоленскими дорожниками. В основном это «красные директора», поднявшиеся из мастеров-инженеров еще при советской власти и отлично знающие свое дело. Так вот, особенно в доверительных разговорах не для прессы, они влет выдавали первоочередные действенные меры, которые стоило бы предпринять, чтобы в кратчайшие сроки улучшить положение с дорожным ремонтом и дорожным же строительством в Смоленской области и по всей России.

В России транспортные расходы (имеется в виду автомобильный транспорт) составляют порядка 21% от себестоимости товаров. В то время как в Европе данный показатель – в районе 7%. У нас средняя скорость доставки грузов автотранспортом около 40 км/час, в Европе – 80-90 км/час. А в сутки это уже 600 км против 1200 км. Как говорится, почувствуйте разницу.

А после этих разговоров мои собеседники занимались прохождением конкурсных процедур, подчиненных нынешним реалиям, мягко говоря, далеким не то что от идеала, а вообще от всего…

Так что пока не будут реализованы пункты, перечисленные ниже, ни о каком позитиве в дорожном хозяйстве говорить не придется. Они не исчерпывающие, но базовые.

Есть к чему стремиться

Но, для начала, несколько цифр. Значения средневзвешенные и разнятся от региона к региону, но, тем не менее, позволяют понять масштаб проблемы.

Итак, в России транспортные расходы (имеется в виду автомобильный транспорт) составляют порядка 21% от себестоимости товаров. В то время как в Европе данный показатель – в районе 7%. У нас средняя скорость доставки грузов автотранспортом около 40 км/час, в Европе – 80-90 км/час. А в сутки это уже 600 км против 1200 км. Как говорится, почувствуйте разницу.

И это именно следствие неразвитости дорожной сети и плохого состояния дорог.

Сейчас рентабельность автомобильных перевозок в соревновании с железнодорожным транспортом достигает 800 км. Но при существенном улучшении дорожной сети эти значения вполне можно довести до 1500-2000 км.

И это только экономика, не говоря про аварийность, застрявшие скорые помощи и машины МЧС…

Очевидное, но невероятное

Предлагаемые дорожниками меры очевидны, хотя часто так бывает, что все всем вроде бы и понятно, но не озвучено, а потому абстрактно и туманно.

На первое место дорожники в числе первоочередных мер по исправлению ситуации ставят необходимость так называемого «регионального протекционизма». Причем все, как один, ставят в пример Калужскую область. Там невозможно получить государственные контракты, не будучи зарегистрированными на территории субъекта. Мало того в расчет берутся и такие критерии как наличие своей материально-технической базы, опыт в выполнении подобных объектов и т.д.

Далее дорожники настаивают, что в разработке целевых программ и проектной документации, отборе подрядчиков, а также контроле работ должны не декларативное, но реальное участие принимать СРО строителей и проектировщиков – то есть профессионалы-практики. А то, признаются собеседники, всем этим по факту часто занимается не пойми кто…

Затем, важно, чтобы при отборе победителей на конкурсах базовым критерием были бы качественные характеристики проектных и строительных решений, а не более низкая демпинговая цена.

Наконец, в дорожном деле, если рассматривать интересы отрасли и общества, обязан практиковаться комплексный подход. При таком подходе кроме строительства и ремонта дорог подрядчику вменяется комплексное обслуживание его объектов минимум на 5 лет. Это простимулирует его изначально выдавать требуемое качество, чтобы потом не «попадать на бабки».

Наших бьют!

В целом понятно – дорожники, впрочем, как и все представители регионального бизнеса, хотят, чтобы сюда не лезли демпингующие «варяги», а все контракты доставались бы своим. Исключение для товаров и услуг, не производимых и не предоставляемых на Смоленщине.

Именно этого они и хотят. Это справедливо и в масштабах всей страны. Может кто схему и не знает. А она такова. Залетные «варяги», пользуясь несовершенством законодательства, на конкурсах сбивают цену до минимума, берут контракты, а потом еще дешевле впаривают нашим, которые согласятся. В итоге страдает качество и так далее…

Одним словом, понятно, перемены здесь перезрели. Причем и рецепты «лечения» самые что ни на есть простые и эффективные. Надо лишь к ним прибегнуть…

Сергей Щемелев

- Реклама -

Прокомментируйте

Please enter your comment!
Please enter your name here

- Реклама -

Новые материалы

А что с налогами?

В первую очередь предпринимателей интересуют различные льготы и преференции. Налоговые льготы призваны адресно стимулировать те или иные сферы и отрасли...

Задел на новый урожай

Профильные региональные структуры рассказали о том, что в Смоленской области стартовали весенне-полевые работы. Например, в Руднянском районе аграрии провели вспашку на площади 60 гектаров,...

Есть рост по отраслям

Подоспели свежи данные региональной статистики. В соответствии с ними в феврале 2024 года промышленное производство в Смоленской области увеличилось в частности на 6,8% в...

Стимулы для инвестиций

В региональном правительстве рассказали о стимулировании инвестиций.  Для повышения инвестиционной привлекательности Смоленской области, а также помощи инвесторам и предпринимателям в регионе действует целая система...

В помощь аграриям

В Смоленской области одним из главных драйверов роста сможет стать сельское хозяйство. С 2012 года доля инвестиций в него выросла более чем в четыре...
- Реклама -

Больше материалов по теме

- Реклама -