21 марта отмечался День работников ЖКХ. Что является поводом внимательно приглядеться в данному виду деятельности.
В Смоленске ведут свою деятельность 48 Управляющих компаний, из них муниципальная только одна — ОАО «Жилищник», остальные все частные.
Всего обслуживается 2160 домов, из них большей частью – 60,65% (1310 домов) занимается муниципальный «Жилищник». На частные УК приходится 36,29% (784 дома), ТСЖ и ЖСК — 3.06% (66 домов).
Дома, которые обслуживает «Жилищник», как правило, старые, без капитального ремонта, поэтому являются убыточными для УК. Да и у самой компании проблем хватает. Так, по состоянию от 03.01.2022 есть решения о частичной или полной приостановке операций по счетам налоговыми органами. Один из организаторов такой ситуации — генеральный директор «Жилищника» Игорь Меншутин, находящийся сейчас в СИЗО по подозрению в получении взятки в особо крупном размере. А 18 марта против него возбуждено новое уголовное дело по подозрению в совершении мошенничества в особо крупном размере, а именно ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Так, в феврале 2020 года ООО «Смоленская Строительная компания» по договору промыла канализацию в многоквартирных домах. После чего, в ноябре 2020 года, «Жилищник» заключил еще с неким предпринимателем договор на эту же работу на сумму 6,4 млн.
У коммерческих управляющих компаний также куча проблем. В первую очередь, это неплатежи населения за коммунальные услуги (достигают 10-20%).
Валерий Дьяков, директор ООО «ЖЭО-20»:
— Неплатежи населения за услуги, предоставляемые управляющими компаниями, — это действительно большая проблема. УК от этого несёт серьёзные убытки. При этом, несмотря ни на что, мы обязаны предоставлять минимальный перечень жилищно-коммунальных услуг, установленных соответствующими нормативно-правовыми актами. Конкретно наша компания эти услуги на всех обслуживаемых домах предоставляет. Однако в связи с этим у нас очень низкая рентабельность. Одно из негативных последствий – мы не можем платить своим сотрудникам более высокую заработную плату.
Ещё одна проблема – нежелание монополистов-поставщиков ресурсов (электричества, воды, теплоснабжения, газоснабжения) напрямую получать платежи от населения. Для них это, видимо, сложно, накладно, предпочитают, чтобы деньги за эти ресурсы собирали УК. А неплатежи населения вычитаются из прибыли самих «управляшек», что довольно убыточно для компаний.
Игорь Возиков, директор ООО «ТСЖ +Сервис»:
— Действительно, поставщики ресурсов стараются избегать прямых договоров с населением. Им проще брать деньги с управляющей компании, которая сама потом вынуждена разбираться с неплательщиками. Нам в некоторых случаях удаётся продавить заключение прямых договоров поставщиков ресурсов с населением, но они обладают огромными финансами и лаббистскими ресурсами, так что ситуация пока не в пользу управляющей компании.
На что жалуемся?
Мы «пробежались» по смоленским пабликам в соцсетях и узнали, чем в работе УК недовольны жильцы.
В первую очередь, это несвоевременный вывоз мусора.
Также нами были найдены жалобы на лифт…
…и на обман со стороны «Жилищника» в оказании помощи по спасению кота.
Сергей Щемелев и Арина Муржак