1 апреля отмечается праздник Смоленской иконы Пресвятой Богородицы «Умиление». Об истории иконы и ее особенностях мы побеседовали с руководителем Архитектурно-строительного отдела Смоленской епархии Александром Александровичем Дубровским.
Однажды, 900 лет назад…
— Александр Александрович, какое место в ряду изображений Богородицы занимает Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Умиление»?
— Икона «Умиление», явившаяся в Смоленске в 1103 году, — это одно из самых распространенных, чтимых и любимых верующими изображений Богоматери. Образов Богоматери на самом деле более около 850. Только в Русском Православной традиции их порядка 260.
— Как икона Божией Матери «Умиление» оказалась в Окопном храме?
— Есть одна интересная деталь – нынешняя икона написана в 1733 году, а храм построен в 1776 году. Старожилы думают, как утверждает иеромонах Рафаил (Ивочкин), краевед, в своей монографии, что она находилась в Духовском монастыре на Протоке, и при разорении монастыря поляками иноки вынесли и передали эту икону на хранение благочестивым смолянам. А уже позднее она была передана в церковь Спаса Нерукотворного, именуемую в народе «Окопной».
Церковь Спаса Нерукотворного Образа (Спасо-Окопный храм)
— Чем ознаменовалось нахождение Смоленской иконы Божией Матери «Умиление» в нашем городе?
— Оригинальный образ сыграл особую роль при обороне Смоленска от поляков, осаждавших его в 1609-11 годах. На протяжении 18 месяцев он вдохновлял солдат воеводы Шеина на подвиги, стойкость духа и смирение.
Жители Смоленска и окрестностей всегда чествовали икону как чудотворную. Как утверждает иеромонах Рафаил (Ивочкин), многие молились перед ней и получали исцеление. В благодарность богомольцами жертвовались различные серебряные вещи, и лет 15 назад из них была изготовлена серебряная риза для иконы.
1 апреля 2021 года в храме Спаса Нерукотворного Образа города Смоленска, в день прославления Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Умиление», митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор совершил Литургию Преждеосвященных Даров.
Сложности создания
— Какие особенности техники исполнения имеет данная икона? Изобразительные приемы, стилистические решения?
— Смоленская икона Пресвятой Богородицы «Умиление» датируется XVIII веком. В чем заключается техника иконописи: из досок собирается и клеится деревянная основа, тщательно шлифуется, подготавливается. Затем на основу наклеивается специальная ткань, далее послойно наносится левкас, так называемая шпаклёвка – меловой состав, просеянный мел с животным клеем, например, рыбьим клеем, который стоит очень дорого. Потом после нанесения нескольких слоев левкаса производится лишевание – послойное шлифование левкаса. Наждачки раньше не было, шлифовали тканями, иногда даже руками. После лишевания наносится грунт, на который уже переносится изображение. Мы имеем дело со списком, соответственно, кто-то из иконописцев взял, условно говоря, кальку, которую изначально нанес на сам образ, сделал отпечаток оригинала и наложил на уже подготовленную поверхность. Далее уже написал икону. Что касается стиля, у нас XVIII век – здесь однозначно просматривается стиль барокко. Основные черты – крупные формы, приближенность к реалистической картине. На чудотворной иконе Пресвятая Богородица, подняв руки к груди, с умилением взирает на лежащего Божественного Младенца.
— Как можно оценить сохранность Смоленской иконы Божией Матери, именуемая «Умиление»? Когда она реставрировалась и насколько серьезно?
— Сохранность оценивается как удовлетворительная, даже хорошая. Что касается реставрации этой иконы, нужно проводить глубокие детальные исследования. Во-первых, нужно обязательно просветить икону рентгеном, посмотреть, сколько на ней записей на сегодняшний день, сколько иконописцев ранее проводили реставрацию иконы. В XVIII веке она хранилась, возможно, в неподобающих условиях, могло быть отслоение левкаса, красочного слоя. Наверняка проводилась реставрация. Это очень хорошо, что предыдущие изображения не убирали, как поступают иногда нынешние горе-реставраторы – они просто берут, сдирают изображение и пишут свое. Раньше так не делали, а писали поверх один слой, второй, третий. Последняя реставрация была в XX веке, очень лаконичная, аккуратная. Поэтому на рентгене нужно посмотреть, сколько на иконе слоев, сделать пробнички так называемые расчисточки и затем уже решать о масштабах реставрации…
— Александр Александрович, спасибо за интересный рассказ! Надеемся на дальнейшее сотрудничество!
Беседовали Арина Муржак и Сергей Щемелев