Художников во все времена не так уж и много, поэтому небезынтересно узнать, как живут такие творческие люди в условиях современного провинциального города. Наш сегодняшний гость – смоленский художник, член Союза художников России Александр Долосов.
В силу природной скромности он изначально сомневался, что сможет рассказать что-то дельное, интересное для наших читателей. Но в процессе разговора нам все же удалось узнать кое-что достойное внимания.
О главном
По словам Александра, быть художником непросто в бытовом плане. Сначала приходится вкладываться в приобретение холста, грунта, красок, кистей, и не факт, что твою работу впоследствии кто-нибудь приобретет. Заказов сейчас у художников мало, на участие в выставках (проезд, проживание и пр.) также требуются затраты. Хотя, с другой стороны, удовольствие от самого процесса творчества перевешивает все трудности. Саша признался, что после школы планировал пойти учиться на биолога или психолога, но выбрал все же худграф в Смоленском Педагогическом Университете (сейчас – СмолГУ). Работает в основном в жанре живописи и графики. Стиль – на стыке импрессионизма, экспрессионизма и реализма, иногда – абстракция. Участвовал в индивидуальных и коллективных художественных выставках в Смоленске, Москве, Белоруссии, Франции, Германии.
— Я предпочитаю писать быстро, — рассказывает Александр. — Если долго носишься с картиной, перегораешь. Другой вопрос, что не всегда удается сделать с наскоку, бывает, потом возвращаешься, переделываешь. Обычно в месяц получается одна серьезная картина и парочка удачных этюдов (многочисленные наброски и зарисовки не в счет).
Последняя крупная работа Александра – участие в реставрации мозаики «Спаса Нерукотворного» работы Николая Рериха на фронтоне храма Святого Духа на хуторе Фленово в Смоленском районе.
О вдохновении
— Приятно, когда тебя называют художником. Но сам о себе я так сказать не могу. Как можно оценить самого себя? Я называю себя живописцем.
Вдохновение можно черпать отовсюду! Я по натуре оптимист. Выхожу на улицу, там дождь или снег, а мне нравится, появляются идеи для творчества. Люди меня вдохновляют, бывает, смотришь на человека и уже видишь, как он будет изображен на твоей новой картине: будет ли это портрет, силуэтная зарисовка или обнаженная натура.
Я никому не рекомендовал бы прибегать к алкоголю и другим одурманивающим веществам, кайф от трезвого образа жизни гораздо ярче, интереснее. Расслабляться можно по-разному. Кто-то пьет, кто-то занимается спортом. Я уже более 20 лет практикую йогу, для меня медитация – это и отдых, и восстановление сил, и прилив творческого вдохновения. Как говорится, из 1000 человек 1 практикует йогу, из 1000 практикующих йогу лишь один – йог.
О «культурном» законе
В законодательстве Российской Федерации изобразительному искусству уделяется мало внимания. Поддержка оказывается в основном театрам и киноиндустрии, а изобразительное искусство – по остаточному принципу. Живописи нужна поддержка государства, меценатов, частных лиц.
Раньше невозможно было построить какой-нибудь общественный объект, чтобы не оформить его внутри или снаружи росписью, мозаикой, скульптурами, да теми же картинами. Сейчас такого, к сожалению, почти нет, ведь все упирается в финансовые проблемы.
О Смоленском Союзе художников
В Смоленском Союзе художников сейчас насчитывается около 120 человек, большая часть из которых живет в областном центре. Также по всей области есть много живописцев, которые «сами по себе», то есть не состоят в Союзе художников.
Чтобы вступить в Союз Художников в Смоленске, нужно в первую очередь иметь соответствующее образование, талант и портфолио своих лучших работ. Придется подготовить папку со всеми необходимыми документами (перечень их можно найти на сайте Союза Художников России) и организовать выставку претендента. Также «за плечами» должно быть участие в одной, а лучше нескольких выставках, плюсом к «карме» станут индивидуальные выставки, публикации в прессе о художнике, участие в заграничных выставках и мероприятиях, а также рекомендации действующих членов Союза Художников. Причем получить одобрение приемной комиссии нужно будет сначала в Смоленске, а потом и в Москве.
На одних картинах не проживешь, поэтому многие художники преподают, у кого-то свой бизнес, а кто-то и вовсе работает не по специальности. Хорошо живется художникам в Москве и Питере, но их там слишком много, соответственно, конкуренция выше. Александр был с выставками в Германии и Франции, и местные художники там тоже жаловались, что им несладко приходится.
Смоленская земля подарила стране и миру таких творцов как скульпторы Сергей Тимофеевич Коненков (1874 – 1971), Михаил Осипович Микешин (1835-1986), Лев Ефимович Кербель (1917 – 2003); художников Лазарь Маркович Лисицкий (1890 – 1941), Андрей Тимофеевич Сашин (1896 – 1965), Петр Никифорович Ионов (1911 – 1999), Владимир Иосифович Ружо (1922 – 1998), Альберт Георгиевич Сергеев (1926 – 2003), Татьяна Ниловна Яблонская (1917 — 2005) и других.
Беседовала Арина Муржак