26 апреля 2024, Пятница

Курс валют

EUR
 
99,69
USD
 
92,91
16+

Дороги осилит хозяйствующий…

Больше Материалов

А что с налогами?

В первую очередь предпринимателей интересуют различные льготы и преференции. Налоговые льготы призваны адресно стимулировать те или иные сферы и отрасли...

Задел на новый урожай

Профильные региональные структуры рассказали о том, что в Смоленской области стартовали весенне-полевые работы. Например, в Руднянском районе аграрии провели...

Есть рост по отраслям

Подоспели свежи данные региональной статистики. В соответствии с ними в феврале 2024 года промышленное производство в Смоленской области увеличилось...

В преддверии Дня работников дорожного хозяйства, отмечаемого в этом году 18 октября, я встретился одним из авторитетнейших региональных дорожников Сергеем Поповым, чтобы немного поговорить… о дорогах, конечно же.

Сергей Серафимович Попов всю жизнь посвятил дорожному строительству и знает, о чем говорит.

Масштабы «застойные»

— Сергей Серафимович, вы ведь всю жизнь в дорожном строительстве?

— Да, начинал работать на Смоленщине простым инженером в дорожно-строительном тресте «Дорспецстрой», созданном 1 марта 1973 года. В 90-е годы трест стал АО СПК «Смоленскагропромдорстрой», которое я возглавляю уже более 30 лет.

— Какие объемы дорожного строительства были в советское время?

— Наш трест в 70-80-е годы вводил от 200 до 300 километров НОВЫХ дорог в год! Всего же, и я горд этим, наш трест за свою историю построил в Смоленской области более 4700 километров дорог. А с середины 90-х пошел резкий спад сначала до 80 километров в год до нынешних мизерных единиц, которые не хочется и озвучивать. Сейчас строительство новых дорог практически не ведется, хотя потребность в них огромна. Почти не готовятся профессиональные кадры. Многие населенные пункты Смоленщины по-прежнему не имеют нормальной  связи с «большой» землей и просто вымирают.

— Как были возможны такие объемы в 70-80-е годы?

— Я не склонен идеализировать советское время. Много было ошибочного, глупого, откровенно враждебного стране и людям. Но и отрицать беспрецедентных достижений тоже нельзя. Ответ на этот вопрос по нынешним временам будет парадоксальным и крамольным. В целом все достижения Советской системы кроются в следующих трех важнейших факторах.

По специальным расчетам, для полноценного функционирования региона нам надо не менее 50 тыс. километров дорог. На данный момент мы имеем порядка 8,3 тыс. А это значит, что работы – непочатый край. Нужна лишь политическая воля к кардинальным переменам жизни страны.

Первое – неограниченное финансирование. В государственном секторе по замкнутому (второму) контуру циркулировал безналичный переводной рубль (система взаимозачетов и сведения балансов между государственными хозяйствующими субъектами), который сполна обеспечивал нас ликвидностью. То есть никому не надо было бежать в банк и просить (не факт, что дадут) там кредиты

под безумные проценты, «высасывающие» все соки из экономики.  У нас проблема была не в финансировании, а в освоении средств, организации работы.

Во-вторых, система контроля и учета. Конкретные и четкие задачи; специалисты, ответственные за свои участки; учет в реальных единицах и показателях: тоннах, кубометрах, километрах дорог…, а не в «резиновых метрах» типа рублей или даже долларов.

В третьих, было так: план – это закон, неисполнение которого чревато наказаниями различной степени тяжести.

— Да уж. По нынешним временам звучит революционно.

— Результаты налицо. Смоляне в большинстве своем ездят по дорогам, построенным тогда. Даже необходимый минимальный их ремонт капиталистической системе не по силам…

Далеко до оптимума

— Хорошо, давайте теперь к дню нынешнему. Не будем про исчерпанность социально-экономической системы… Но от вас как от практика хочется узнать наши потребности в дорогах.  

— Пожалуйста. По специальным расчетам, для полноценного функционирования региона нам надо не менее 50 тыс. километров дорог. На данный момент мы имеем порядка 8,3 тыс. А это значит, что работы – непочатый край. Нужна лишь политическая воля к кардинальным переменам жизни страны.

— То есть Смоленской области надо в шесть раз больше дорог.

— Однозначно! А то и больше.

— Звучит неподъемно.

— Потому что так устроена нынешняя система хозяйствования, заточенная не на эффективность, а на извлечение прибыли бесчисленными частными компаниями. Я же убежден, что такие объекты как дороги может и должно строить и ремонтировать исключительно государство, не прибегая к частникам.  Кто-то скажет, что я старый «совок». Но есть здравый смысл и простой расчет. Частный бизнес не готов вкладываться в проекты, которые окупятся не скоро. Да и дороги вообще вряд ли окупаемы в принципе. Я не беру мегаполисы, где на платных дорогах можно относительно быстро заработать.

— То есть, по-вашему, надо частично возвращаться к мощному государственному сектору.

— Да. Пускай частный бизнес доминирует в сферах услуг и ширпотреба. Но дороги, ровно как энергетика и прочая крупная инфраструктура, должны быть государственными.

Вот может показаться, что дороги – это просто. Но на самом деле дороги – очень сложные объекты. Здесь невозможны типовые решения, так как новая дорога – это всегда уникальные гидрогеологические условия, которые требуют индивидуальных инженерно-технических решений.

Наш трест в 70-80-е годы вводил от 200 до 300 километров НОВЫХ дорог в год! Всего же, и я горд этим, наш трест за свою историю построил в Смоленской области более 4700 километров дорог.

А значит нужны кадры, способные такие задачи решать. Но их фатально не хватает. Молодежь последние десятилетия все больше учится на менеджеров, юристов, финансистов… Хотя качество их подготовки низкое и работают они в основном не по своим дипломным специальностям.

— И снова мы, как и большинство думающих людей, упираемся в перезревшую необходимость усовершенствования социально-экономической системы, о необходимости чего говорится все громче и громче, настойчивей и настойчивей.

— Совершенно верно. У нас просто нет здоровой альтернативы.

— Чти ж, Сергей Серафимович, спасибо за интересную, хотя и грустную беседу. С праздником вас, с Днем работников дорожного хозяйства.

— Спасибо. Как говорится, пользуясь случаем, поздравляю коллег с профессиональным праздником и желаю всего самого лучшего!

Беседовал Сергей Щемелев

- Реклама -

Прокомментируйте

Please enter your comment!
Please enter your name here

- Реклама -

Новые материалы

А что с налогами?

В первую очередь предпринимателей интересуют различные льготы и преференции. Налоговые льготы призваны адресно стимулировать те или иные сферы и отрасли...

Задел на новый урожай

Профильные региональные структуры рассказали о том, что в Смоленской области стартовали весенне-полевые работы. Например, в Руднянском районе аграрии провели вспашку на площади 60 гектаров,...

Есть рост по отраслям

Подоспели свежи данные региональной статистики. В соответствии с ними в феврале 2024 года промышленное производство в Смоленской области увеличилось в частности на 6,8% в...

Стимулы для инвестиций

В региональном правительстве рассказали о стимулировании инвестиций.  Для повышения инвестиционной привлекательности Смоленской области, а также помощи инвесторам и предпринимателям в регионе действует целая система...

В помощь аграриям

В Смоленской области одним из главных драйверов роста сможет стать сельское хозяйство. С 2012 года доля инвестиций в него выросла более чем в четыре...
- Реклама -

Больше материалов по теме

- Реклама -