8 мая 2024, Среда

USD

91,29
16+

Эх, хвост, чешуя! Байки смоленского рыбака

Больше Материалов

Ждём инициатив и предприимчивости!

Не так давно стало известно о то, что смоляне смогут получить до 700 000 рублей для запуска своего дела....

А что с налогами?

Задел на новый урожай

Всемирный день Рыболовства отмечается 27 июня, и именно в этот день по заданию редакции я отправилась на свою первую в жизни рыбалку.

На воде и под водой

Компанию мне составил сосед Николай, которого я случайно увидела с удочками и напросилась на промысел. Выехали мы около 10-ти часов утра. Конечно, по словам мужчины, лучше всего ловить рано утром и ближе к ночи, перед закатом, но это касается в основном травоядных рыб, которые в жару предпочитают прятаться там, где поглубже и похолоднее. Хищник клюёт постоянно, так как всё время голоден.

Я увлекаюсь рыбалкой лет с пяти, когда впервые сходил с отцом на болото ловить карасиков,  — рассказывает Николай, пока мы трясёмся в полупустом автобусе, направляющемся в сторону ТЭЦ-2. – Свою первую удочку я нашёл в 6 лет возле помойки, когда возвращался от друга. Она была поломана, но я довёл её до ума, по сути, собрал её из двух разных удочек. В 12 лет поймал большого карпа, весом 4,9 кг, тогда сломал четвёртое колено. Изготовил потом его сам. Пользуюсь этой удочкой  до сих пор.

Этой самодельной удочке уже больше 20-ти лет, а всё ещё в строю

Многие покупают современные дорогие удочки, думая, что на них будет ловиться хорошая большая рыба. Есть такая притча: сидит на берегу мальчик с бамбуковой удочкой, а неподалёку штук 20 мужиков с крутыми навороченными спиннингами. У него клюёт, а у них вообще никак. Подходят, спрашивают: почему так, в чём секрет? А мальчик и говорит: «Этот вопрос нужно задавать не мне, а природе. Я знаю время, когда будет клевать, и на что будет клевать. И удочка у меня из природного материала, раньше ведь их делали из дерева, кости и пр. А вы накупили дорогущей пластмассы и думаете, что будет клевать. Да, будет, но не факт, что сегодня и что именно на этом водоёме».

Серьёзно рыбалкой Коля увлёкся лет в 26, когда начал активно заниматься подводной охотой. К этому хобби его тоже приобщил отец.

Заниматься подводной ловлей несложно, — продолжает мой собеседник, пока мы идём по рельсам, по которым к ТЭЦ подвозят уголь. – Для начала, нужны прямые руки, трезвая голова, ну и хорошо развитое физическое тело. Я с детства занимался плаванием, лёгкие у меня хорошо развиты. Из снаряжения потребуется гидрокостюм, поясные грузы, любое ружьё для подводной охоты, можно так называемую «рогатку» (что-то типа лука с гарпуном). Своё первое гидроружьё я тоже сделал сам: взял на заводе, на котором я работал, титановую трубочку, сточил, апгрейдил. Правда, диаметр оказался крупноват – 10,2 см, давление получилось очень мощным: 10-11 атмосфер, это больше, чем в колёсах автомобиля. Стрелять таким было опасно, поэтому, намучившись, я пошёл в магазин и купил себе нормальное ружьё. С ним и поехал на соревнования по подводной охоте, проводимые в Санкт-Петербурге, в 2018 году. Туда съехались любители и профессионалы подводной ловли со всей России. Охотились на камбалу, это было довольно легко. Занял я, правда, всего 19-е место, но для новичка, считаю, очень недурно.

А сегодня в рыбьем меню…

Мы спускаемся под мост, прибираем мусор, оставшийся после «хрюшек», рыбачивших здесь до нас, и разматываем удочки. Николай достаёт две коробки с рыболовными снастями, демонстрирует поплавки, которые изготовил сам из пенопласта. Для спиннинга – блесны. Для зимней рыбалки – мормышки.

Раритетные снасти ещё времён СССР...

Многие рыбаки ловят на червя. А мы сегодня будем ловить на мандулу, — говорит Николай, доставая… пакет с варёным толчёным горохом!

Мандула - варёный толчёный горох. Любимая приманка карпов и их собратьев.

Несколько горошин он насаживает на крючок, поясняя:

Рыба, хоть и считается слепой, видит всё. Её угол обзора – 60 градусов. Если она увидит жало крючка, торчащее из горошины, ни за что не клюнет.

Мой сосед поведал, что горох – любимая прикормка всех представителей семейства карповых. В мандулу он добавляет свиной комбикорм, катает небольшие шарики и кидает их в воду. Показывает, как забрасывать удочку в воду. С первого раза не получается – я тут же «ловлю» саму себя за штаны. Потом, пока мы сидим и наблюдаем за неподвижным поплавком, я узнаю ещё несколько секретов рыбаков.

К примеру, семейство карповых очень любит жмых. Если ловите на реке, то его лучше добавлять в глину, на озере стоит использовать чёрный торф со жмыхом. Если помазать червя или другую наживку кокосовым маслом, бальзамом «звёздочка» или бергамотом – это привлечёт карася, карпа, леща, иногда сазана или язя. Можно, конечно, купить прикормку и в магазине, но ты не будешь знать наверняка, что входит в её состав и как оно подействует. Так, один знакомый Николая купил прикормку на карпа, а клевал на неё исключительно лещ.

Секретные ингредиенты рыбака могут обнаружиться и случайно. Так, другой знакомый рыбак соседа зимой в лютый мороз ловил на Оршанских карьерах на обычную удочку. Долгое время сидел без улова, решил перекусить, и соль случайно просыпалась в мотыля. И тут как пошёл клёв! Мужик наловил много окуней и мелкой щуки и довольный пошёл домой.

ТЭЦкое чудовище

Хороший рыбак должен быть терпеливым и уметь ждать. Клёва не было, зато к нам прискакала любопытная лягушка, а потом и смелая бабочка прилетела и порхала по нам как по цветам.

Устав смотреть на неподвижный поплавок, я получила инструктаж по работе со спиннингом, нацепила на него красивую блесну и пошла тренироваться. Говорят, новичкам везёт, но, видимо, это был не мой случай.

Промучившись полчаса, я поняла, что проголодалась. Сосед достал нехитрую снедь, бутылку холодного кваса и под неспешную трапезу принялся отвечать на мои дилетантские вопросы.

Ловить рыбку он предпочитает преимущественно на Днепре, Чистике, во Флёново.… Любит стоячую воду, чтобы поплавок не убегал. На Днепре водится много разновидностей рыб, преимущественно хищники. Также там можно поохотиться за раками. На ТЭЦ-2 в основном живут семейства карповых. А также здесь, в отличие от других водоёмов Смоленщины, есть пресноводные креветки.

Хотите, верьте, хотите, нет, но на ТЭЦ есть своя чудо-юдо, рыба-кит, и я лично его видел, — поделился Коля. – Точнее, маточник (им может быть любая рыба, достигшая предела своего развития и выросшая до громадных размеров). Это было много лет назад, около 15-ти точно, когда здесь ещё не плавал рыбнадзор. Мужики натянули сетку, перегородили мост и ушли на ночёвку в палатку. Утром смотрят – а сетка разорвана и прибита к берегу. На одной части сетки нашли чешуйку размером с кулак взрослого мужчины. Где-то через месяц я с родными пришёл сюда купаться. Историю эту слышал, но принимал за байку, выдумку. Мы купались, когда небо заволокло тучами, приближалась гроза. Многие ребята тогда развлекались: кидали в воду брёвна, плавали на них и потом оставляли в воде. Увидев такое бревно, я решил ухватиться за него, чтобы руки немного отдохнули. Схватился, и понял – что-то не то. «Бревном» оказался «горб» здоровенной рыбины, длиной примерно 2,5 м, весом около 300 кг, похожей на зеркального карпа. Она взбрыкнула, больно ударила меня хвостом и уплыла. Её видел не только я. Мужики сверху стали стрелять по ней с пневматического ружья, но той – что слону дробинка. Так и уплыла по своим рыбьим делам.

Неподалёку появились отдыхающие, которые громко смеялись и шумно плескались и окончательно распугали всю рыбу. Пришлось свернуть удочки и присоединиться к ним. Домой я пришла уставшая, обгоревшая, но довольная и с новыми знаниями. Может, как-нибудь схожу на полноценную рыбалку в «ночное» и напишу об этом.

Секретами рыбалки интересовалась Арина Муржак

Прокомментируйте

Please enter your comment!
Please enter your name here

Новые материалы

Ждём инициатив и предприимчивости!

А что с налогами?

В первую очередь предпринимателей интересуют различные льготы и преференции. Налоговые льготы призваны адресно стимулировать те или иные сферы и отрасли народного хозяйства. Так, льготы по...

Задел на новый урожай

Профильные региональные структуры рассказали о том, что в Смоленской области стартовали весенне-полевые работы. Например, в Руднянском районе аграрии провели вспашку на площади 60 гектаров,...

Есть рост по отраслям

Подоспели свежи данные региональной статистики. В соответствии с ними в феврале 2024 года промышленное производство в Смоленской области увеличилось в частности на 6,8% в...

Стимулы для инвестиций

В региональном правительстве рассказали о стимулировании инвестиций.  Для повышения инвестиционной привлекательности Смоленской области, а также помощи инвесторам и предпринимателям в регионе действует целая система...