Многие смоляне уже неоднократно видели на улицах города необычно одетых людей в исторической униформе. Они сразу привлекают внимание прохожих, родители показывают детям на них пальцем – смотри какой красивый дядя идёт! Дети посмелее подходят и просят подержать оружие, все остальные хотят сфоткаться, многие дамы ещё норовят взять под ручку или даже обнять. Кто же это такие и откуда они берутся на улицах города?
С Михаилом Гойдиным мы знакомы давно. Вместе учились на разных курсах Истфака СмолГУ. Затем иногда встречались. Но в последние годы Миша стал часто появляться на улицах Смоленска в исторической форме нескольких героических эпох, участвовать в организации мероприятий с привлечением реконструкторов, водить в различных образах тематические экскурсии… И у нас возникла мысль: сделать серию материалов про эту интересную субкультуру. И в самом деле. Мы достаточно часто их видим, в основном на различных праздниках. Но хотелось бы посмотреть на это изнутри. Ведь, судя по всему, такое дело занимает много времени и требует немалых средств, организации и координации…
Романтика романа
Военно-историческая реконструкция как вид увлечения или хобби в мире появилась ещё во второй половине 70-х годов прошлого века. Одним из основателей её стал уроженец Ленинграда Соколов Олег Валерьевич, человек талантливый, неординарный, но к сожалению, недавно приобретший скандальную славу.
Всё началось с чтения исторического романа и решения с друзьями взять в аренду театральные костюмы наполеоновских солдат и отправиться в поход к развалинам старого замка, чтобы провести там ночь представляясь героями того романа.
Проведённая у костра ночь, в компании бутылки вина, добрых товарищей, облачённых в исторические костюмы, да ещё под звёздным небом, в окружении старинных развалин понравилась всем. И вскоре интерес к эпохе наполеоновских войн превзошёл интерес к одному роману. Группа молодых энтузиастовпостепенно сменила театральные костюмы на копии, сделанные своими руками, причём раз от раза они получались всё лучше и лучше постепенно приближаясь к оригиналам.
Группа увлечённых привлекала в свои ряды всё новых и новых людей, однако до середины 80-х годов в Советском союзе находилась на неофициальном положении или даже нелегальном.
Из декораций Драмтеатра
Военно-историческая реконструкция в Смоленске не была привнесена из культурной столицы, а явилась самобытной. Она началась в начале 80-х со встречи двух молодых, но серьёзно увлечённых историей людей – Юрия Каштанова и Валентина Тараторина.
В те времена Юрий работал декоратором в Смоленском областном драматическом театре и время от времени выходил на сцену в исторических постановках одним из участников массовки. Он сам пытался делать для себя костюмы по оригинальным изображениям, которые изредка мелькали в публикациях советской прессы. Мундиры, камзолы и кафтаны, которые делал Юрий своими руками по уровню исполнения были на голову выше театральных, однако и до музейных оригиналов они то же не дотягивали. Тем не менее были способны привлечь к себе внимание.
С 1989 года стали регулярными реконструкции сражения, проходившие на Бородинском поле. С каждым годом росло не только количество участников реконструкций сражений, но и количество зрителей, желавших воочию увидеть пехотное каре начала XIX века в обороне, молниеносную атаку гусар и стремительную контратаку улан, чёткую работу артиллерийских батарей.
После одного из спектаклей к Юрию подошёл подискутировать на предмет исполнения костюмов молодой человек, назвавшийся Валентином. Разговор с Валентином становился всё более оживлённым, он обнаружил не только интерес, но и некоторые знания униформистики выходившие за рамки среднестатистических. Знакомство переросло в дружбу, укрепившуюся совместным созданием исторических костюмов, изучением и воссозданием строевых, боевых,
фехтовальных приёмов, детальным изучением быта солдат великих исторических эпох.
Со временем к смоленским энтузиастам присоединялись новые люди, которых так же привлекала возможность создать что то своими руками, и при помощи материальных предметов мысленно перенестись во времени
на места былых сражений, попытаться ощутить тяжесть походов, раж и ужас рукопашной схватки, горечь поражения, радость победы.
Легендарный поход
Подпольное положение первых военно-исторических клубов закончилось в 1987 – 1988 годах, когда в советской прессе стали появляться первые публикации о неформальных клубах и энтузиастах униформистах. Реконструкторы различных городов узнали, что они не одиноки. И в 1987 году было объявлено о проведении на будущий год, летом под эгидой ВЛКСМ Первого исторического похода по местам боевой славы войны 1812 года. Поход должен был начаться от Москвы и пройти через Бородино, Вязьму, Смоленск, Красный, Полоцк до Березины. В этом походе конечно приняли участие и наши земляки – Юрий Каштанов и Валентин Тараторин в мундирах русского и французского солдат.
Поход летом 1988 года стал легендарным, по всей стране был разлит дух свободы и перемен, сами люди были наполнены надеждой на позитивные изменения и светлое будущее. И этот дух передавался участникам того похода и всем людям, встречавшим их в тех городах, через которые проходил путь.
Общение реконструкторов во время остановок с местными властями и жителями, не знавшими как себя вести в новой обстановке, стало настоящим сломом старых советских поведенческих шаблонов. Каждая остановка обрастала кучей историй и впоследствии легенд. Поход этот освещали многие центральные и местные газеты и журналы, он получил огромный общественный резонанс, хотя количество участников едва ли превышало 80 человек из которых примерно 20 реконструкторов было во французской форме, примерно 20 в русской и примерно 40 солдат-срочников наряженных в наскоро пошитые в ателье русские мундиры.
Взлет
Известность и количество людей, увлечённых героическим прошлым своей страны, росла с каждым днём, формальные и неформальные клубы военно-исторической реконструкции в клонившемся к закату Союзе появились во многих городах. В идеалах прошлого – чести, отваге, долгу люди стали находить что-то своё, нечто правильное, то, чего не
Военно-историческая реконструкция в Смоленске не была привнесена из культурной столицы, а явилась самобытной. Она началась в начале 80-х со встречи двух молодых, но серьёзно увлечённых историей людей – Юрия Каштанова и Валентина Тараторина.
могла им дать формальная и фальшивая поздняя советская пропаганда, построенная на всеобщем официозе и почитании разрушавшихся Гласностью легенд.
С 1989 года стали регулярными реконструкции сражения, проходившие на Бородинском поле. С каждым годом росло не только количество участников реконструкций сражений, но и количество зрителей, желавших воочию увидеть пехотное каре начала XIX века в обороне, молниеносную атаку гусар и стремительную контратаку улан, чёткую работу артиллерийских батарей. До сих пор Реконструкция на Бородинском поле — прекрасный повод в первые выходные сентября, поехать всей семьёй или всем классом и прикоснуться к тому, о чём зачастую так скучно рассказывают школьные учителя.
И как тут не вспомнить бессмертные строки Михаила Лермонтова:
— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Продолжение следует…