30 апреля 2024, Вторник

Курс валют

EUR
 
99,69
USD
 
92,91
16+

Смоленский деловой пульс III

Больше Материалов

А что с налогами?

В первую очередь предпринимателей интересуют различные льготы и преференции. Налоговые льготы призваны адресно стимулировать те или иные сферы и отрасли...

Задел на новый урожай

Профильные региональные структуры рассказали о том, что в Смоленской области стартовали весенне-полевые работы. Например, в Руднянском районе аграрии провели...

Есть рост по отраслям

Подоспели свежи данные региональной статистики. В соответствии с ними в феврале 2024 года промышленное производство в Смоленской области увеличилось...

Мы продолжаем свой проект, посвященный важным отраслям экономики Смоленской области. Предыдущие выпуски «Смоленского делового пульса» рассказывали о строительной отрасли и недвижимости а также о промышленности.

В этом материале мы затронем сельское хозяйство, значение которого сложно переоценить. И помогут нам в этом наши компетентные собеседники.

Все начинается с семечки

Наш основной сегодня собеседник — основатель и руководитель ООО «Амулет» Л.А. Воробей.

Компания вот уже 16 лет поставляет в Россию семена, удобрения и средства защиты растений от ведущих мировых концернов, а также оказывает сельскохозяйственным   товаропроизводителям полный спектр консультационных услуг, существенно повышающих их результативность и рентабельность.

Людмила Владимировна, учитывая важность вашей сферы деятельности, расскажите о ней подробнее.

— Мы являемся официальными представителями ведущих мировых химических концернов. Достаточно назвать BASF или Bayer. При этом мы не просто торгуем семенами, удобрениями, средствами защиты растений… Мы оказываем полный спектр консультационных услуг, сопровождаем, можно так сказать, урожай от «А» до «Я».

— Что в себя включает такое сопровождение?

— Допустим, кто-то решил заняться сельским хозяйством и имеет для этого определенные материальные ресурсы, но не обладает опытом, знаниями и умениями. Он обращается к нам, и мы консультируем: исследуем почвы (делаем картограмму) в современной лаборатории партнеров; на основе полученных результатов подбираем подходящий семенной фонд, средства защиты растений и удобрения; рассчитываем оптимальные дозы и время внесения всех этих веществ; мониторим рост растений и их состояние; выдаем рекомендации по сбору и хранению урожая…

— Это все дорого стоит?

— Это недешево. Но, в который раз повторюсь, при научном подходе (строгом соблюдении доз и технологий) затраты окупаются. Конкретный пример: сейчас 80 центнеров зерновых с гектара на Смоленщине – это реальность. Еще лет 20-30 назад знающие люди покрутили бы пальцем у виска, услышав такое.

— Давайте теперь от стратегических вопросов перейдем к вашей деятельности на Смоленщине и в близлежащих регионах. Насколько известно, здесь традиционно в силу объективных условий «зона рискованного земледелия». Или уже нет?

— Скажем так, мы можем свести эти риски к минимуму. Условные бананы, естественно, растить здесь пока вряд ли получится. Но вот что касается зерновых, рапса, овощей…, то успешно их выращивать с хорошей прибылью – очень даже возможно. Это, собственно, уже делают. Мы давно сотрудничаем с более чем 80 хозяйствами Смоленской области. Сельское хозяйство конкретно в нашем регионе в последнее время стремительно развивается. Год от года растут посевные площади и урожаи. Это и частная инициатива с инвестициями со стороны крупных агрохолдингов, и системная работа региональных властей.

О злободневном

— Давайте теперь о самом злободневном – о санкциях и всем, что с ними связано. Вы, как никто другой, в теме именно по сельскому хозяйству.

— На сегодняшний день, если мы говорим о пестицидном рынке, то однозначно повысились цена на 30-40%. Это в первую очередь зависит от курса евро.

— Но поставки-то к нам все же идут? Посевная и урожай не под угрозой?

— Поставки и удобрений, и пестицидов, и семян идут. Другой вопрос, что много дефицитных позиций, хотя никто из крупных профильных европейских компаний с рынка не ушел. Единственная компания, которая предупредила о прекращении поставок, это американская Картева, поставлявшая семена и средства защиты растений – в первую очередь их крупные позиции — это семена кукурузы и рапса.

— Вы ранее упоминали, что у вас фуры застряли в Польше. Как сейчас дела?

— Сейчас поставки возобновились. Все нормально. Конкретно на днях нам подтвердили представители крупных немецких компаний BASF и Bayer, что они выполнят все свои обязательства.

— Что они поставляют?

— Лучшие средства защиты растений и удобрения.

— Если чуть заглянуть вперед, то что вы ожидаете?

— Я уже несколько лет наблюдаю тенденцию нарастания нехватки важных действующих веществ и препаратов для сельского хозяйства. Причем так во всем мире. Поэтому думаю, что легче не будет.

— Как вы оцениваете в своей сфере перспективы импортозамещения?

— По семенам, пестицидам, удобрениям… — это очень и очень сложно, требует колоссальных инвестиций, развития науки и много времени. И главное, нужны специалисты, а у нас их к сожалению, нет. Признаться, Россия никогда не была в этом отношении сильна.

Вести с полей

А теперь несколько комментариев от руководителей непосредственно сельскохозяйственных предприятий Смоленского района.

Генеральный директор ООО «Козинский тепличный комбинат» (выращивание овощей) В.В. Гриневич.

— Валерий Викторович, вы ощутили последствия санкций на своем комбинате?

— Да и непосредственно. В прошлом году мы оплатили покупку американских трактора и зерноуборщика, а теперь нам отказываются их поставлять.

— Деньги вернуть получится, как думаете?

— Пока непонятно. Не факт…

— Насколько ваша отрасль зависит от импортных семян, технологий, комплектующих, удобрений?

— От семян и комплектующих для техники, она у нас в основном импортная, зависим сильно. Удобрения у нас в основном отечественные.

— Как думаете справляться с зависимостью?

— Будем искать обходные пути, аналоги.

— Вы ощущаете поддержку от государства отрасли овощеводства?

— Нам поддержка оказывается планово в конце года. Но, с учетом нынешней экстремальной ситуации поддержки требуется больше. Она вроде как правительством анонсирована, посмотрим, что будет на практике.

Директор МУП  «Новое Замощье»  (разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока) Т.Я. Савицкая.

— Татьяна Яковлевна, ваша ферма ощутила на себе последствия санкций и всей этой непростой ситуации. Голодными не останемся, как думаете?

— Мы голодными точно не останемся, а вы – не знаю…

— Остроумная шутка, в чем-то даже зловещая.  И все же.

— Конечно, мы ощутили всю эту негативную ситуацию. Запчасти на технику подорожали в 1,5-2 раза. Куда это годится?

— А техника у вас импортная?

— Нет. Есть еще советская, но в основном белорусская. Так вот, наши расходы существенно поднялись, а закупочные цены на молоко выросли всего на рубль за литр. А на мясо закупочные цены там и вообще не выросли.

— Вы ощущаете поддержку государства?

— Почти никакой поддержки нет. Мы малое хозяйство. Есть небольшие региональные субсидии за сохранение поголовья стада.

— Сколько у вас голов крупного рогатого скота?  

— 200 голов.

— Говорят о зависимости отрасли от семени бычков из-за границы.

— У нас все свое. Свои породы коров Сычевка и Швицкая. Бычки тоже свои. Мы ни от кого ничего не ждем. Со всем справляемся сами. Со вспышкой лейкоза справились. Думаю, и со всем этим справимся. Были бы люди на селе. Вот в чем главная задача государства – возродить село, чтобы тут хотелось жить и работать. А для этого нужны дороги, больницы, школы, детские сады, клубы… Вот, может быть эти санкции заставят за село как следует взяться.

Председатель производственного сельскохозяйственного кооператива «Богородицкое» (прноизводство молока) Г.С. Губанёв.

— Геннадий Сергеевич, ваше хозяйство ощущает на себе воздействие санкций и всей нынешней ситуации?

— Мы ощущаем, что цены вокруг растут, а нас обижают: закупочные цены на молоко поднялись всего на один рубль и сейчас составляют 26 рублей за литр. А так, техника у нас старая: и доильные аппараты, и трактора белорусские. Комплектующие и запчасти конечно подорожали, но мы давно научились все это сами ремонтировать и здесь я особых проблем, кроме удорожания ГСМ не вижу.

— Сколько у вас голов крупного рогатого скота?

— Около 100 голов.

— Поддержка от государства есть?

— Почти нет. От региона мы регулярно получаем субсидию за качество молока, которое оценивается по 10 параметрам. Получается порядка 0,5 миллиона рублей в год. А так больше ничего. Мы один из немногих сельскохозяйственных кооперативов, оставшихся на Смоленщине. Привыкли справляться обща, как со старины в общине.

— Может быть такие хозяйства, как ваше, и спасет нас от возможного голода?

— Может быть. Хотя, конечно, объемы производства у нас небольшие, и если возникнут серьезные проблемы у крупных агрохолдингов, как раз сильно зависящих от импортных технологий, техники, семенного материала…, то мы просто даже при всем желании эти объемы не сможем быстро нарастить. Коров ведь не заставишь рожать быстрее…

Индивидуальный предприниматель, глава крестьянского (фермерского) хозяйства (выращивание картофеля, свеклы, моркови) А. В. Ковалев.

— Алексей Викторович, вы ощущаете на себе последствия санкций?

— Ощущаю. Может быть, хоть благодаря всем этим санкциям получится пробиться в супермаркеты и нормальные закупочные цены получить. А то у нас столько земли, а картошка, морковка, свекла и прочее в основном импортные, дорогие, да и по вкусу гадость.

— Сколько у вас земли под выращивание овощей?

— Десять гектаров.

— Какая средняя урожайность?

— От пяти до семи тонн с гектара в зависимости от погоды в сезон.

— Сколько человек работает?

— Всего пять, это со мной и сыном.

— Техники сколько?

— Два трактора и один грузовик.

— Отечественные?

— Да. Вернее трактора белорусские. Они у меня уже почти конструктор. Мы их ремонтируем сами иногда подручными средствами. Думал как-то импортный трактор взять, но сейчас бы намаялся с запчастями.

— У вас посадочный материал свой?

— Да все свое.

— Вы ощущаете поддержку государства?

— Никакой. Больше даже мешают. Налоги, проверки и прочее. Очень тяжело.

— А вы можете выращивать овощей больше, если вам окажут поддержку?

— Да.

— На сколько?

— Если бы мне убрать до нуля налоги, да установить нормальные закупочные цены и обеспечить уверенным сбытом, то я смог бы, наверное, каждый год увеличивать площади в 2-3 раза. А если бы мне беспроцентные кредиты и субсидии, как в Европе поддерживают, то я бы за первый год уже смог бы увеличить площади сразу раз в 5! Но тут, как говорится, мечтать не вредно. Крестьянин у нас всегда самый бесправный и крайний в любом случае…

Составил Сергей Щемелев

Предыдущая статьяВ печать!
Следующая статьяВторой после директора
- Реклама -

Прокомментируйте

Please enter your comment!
Please enter your name here

- Реклама -

Новые материалы

А что с налогами?

В первую очередь предпринимателей интересуют различные льготы и преференции. Налоговые льготы призваны адресно стимулировать те или иные сферы и отрасли...

Задел на новый урожай

Профильные региональные структуры рассказали о том, что в Смоленской области стартовали весенне-полевые работы. Например, в Руднянском районе аграрии провели вспашку на площади 60 гектаров,...

Есть рост по отраслям

Подоспели свежи данные региональной статистики. В соответствии с ними в феврале 2024 года промышленное производство в Смоленской области увеличилось в частности на 6,8% в...

Стимулы для инвестиций

В региональном правительстве рассказали о стимулировании инвестиций.  Для повышения инвестиционной привлекательности Смоленской области, а также помощи инвесторам и предпринимателям в регионе действует целая система...

В помощь аграриям

В Смоленской области одним из главных драйверов роста сможет стать сельское хозяйство. С 2012 года доля инвестиций в него выросла более чем в четыре...
- Реклама -

Больше материалов по теме

- Реклама -