7 апреля 1994 года Россия зарегистрировала в международной базе данных свой национальный домен верхнего уровня. Ru и вошла в интернет. В преддверии восемнадцатой годовщины этого события мы решили посмотреть, как IT-технологии развиты в Смоленске, и какие компании присутствуют на данном рынке у нас.
IT и власть
В настоящий момент сфера IT в России является одной из стратегических. Поэтому ее поддержке уделяется очень большое внимание. Это касается и Смоленской области. Местные власти совместно со смоленским центром «Мой бизнес» поддерживают сферу IT в регионе рядом мер. Так, в прошлом году налоги на отрасль в Смоленской области были снижены. Кроме того, для айтишников ввели микрозаймы на крайне выгодных условиях 1% годовых, тогда как в других регионах процентная ставка составляет от 3% до 6%. При этом, центр оказывает и другие услуги.
Данные меры принесли свои плоды как в развитии смоленских IT-компаний, так и в привлечении бизнеса из других регионов. Так, компания-разработчик мобильных игр Broccoli Games из Вологды зарегистрировалась в Смоленске как юридическое лицо. Broccoli Games занимается производством мобильных игр и приложений для социальных сетей. Сергей Веденеев, ко-фаундер (сооснователь) компании, рассказал нам, с чем пришлось столкнуться при регистрации в Смоленске:
— Мы действительно зарегистрировали компанию в Смоленске. Причина проста — более привлекательные условия налогообложения на региональном уровне для IT-компаний. Увы, в нашем регионе подобных условий нет, хотя в Вологде есть несколько крупных IT-компаний, включая Playrix.
Когда в Смоленске анонсировали специальные условия, мы связались с представителями смоленского Центра Поддержки Предпринимателей, где нас оперативно проконсультировали, помогли решить некоторые вопросы, связанные с регистрацией юридического лица, за что им большое спасибо. В целом, трудностей не встретили.
Веб-канапе
Для детального рассмотрения ситуации на смоленском рынке IT мы обратились к Евгению Чуранову, директору по маркетингу крупнейшего IT-агентства региона WebCanape.
-Традиционно бизнес WebCanape строится на концепции «Мы помогаем бизнесу привлекать клиентов с помощью IT-технологий». Наша продуктовая линейка строится на следующих элементах: разработка сайта или интернет-представительства компании в сети, привлечение клиентов на сайты и поддержка их в актуальном состоянии. Все это объединяется вопросами аналитики, оценки эффективности работы сайта и всего, что есть у клиента в интернете.
Смоляне в основном заказывают привлечение клиентов во всех форматах. Это и контекстная реклама, и поисковые системы, и соцсети, и промоматериалы. Мы берем клиента и в зависимости от его целей, задач и бюджета предлагаем определенный пакет услуг, которые обеспечат выполнение нужных ему показателей. В основном заказывают классику. Сейчас стали появляться новые услуги. В основном, это продвижение на маркетплейсах, онлайн-сервисы, через которые происходит автоматизация бизнес-процессов.
Если говорить об услугах, которые в Смоленской области не очень востребованы, то это аналитика и построение маркетинговых стратегий. Крупных бизнесов здесь нет, а малым и средним предприятиям хочется получить быстрые результаты, у них нет ресурсов на продумывание каждого шага и серьезную аналитику. Они чаще покупают рекламу, а за фундаментальные вещи вроде детальной аналитики сайта они платить не готовы, в отличие от крупных компаний.
Также не все готовы выходить на маркетплейсы. Повального спроса в Смоленской области у нас нет, хотя это востребованный канал. Также не очень популярны новые средства продвижения, например, телеграм. Все это не слишком знакомый для нашего бизнеса формат.
Что нам стоит сайт построить
— Что касается цен, — рассказывает Евгений, — то на смоленском рынке IT-услуг они складываются из показателя стоимости услуг специалиста. У нас нет фиксированных расценок, IT вам не стройматериалы. В нашей сфере ценообразование завязано на специалистах и рассчитывается исходя из конкуренции на рынке. Если говорить про нашу компанию, то час времени специалиста в среднем стоит от 2000 до 3000 рублей в зависимости от квалификации.
Достаточно неплохой продуманный сайт будет стоить от 200 000 рублей. За лендинг мы берем от 100 000 рублей. Если говорить про интернет-магазин, это от 300 000 рублей.
Если говорить о конкуренции, то именно о всей сфере IT говорить неправильно. Компании оказывают очень разные услуги. Если говорить про маркетинг и разработку сайтов, я не ощущаю большой конкуренции в Смоленской области. Есть еще несколько компаний, но мы не противостоим друг другу. Возможно, я не ощущаю конкуренции, поскольку наша компания стремится работать по всей России. В Смоленске мы являемся самым большим агентством, а в России входим в ТОП-20.
Гораздо сильнее ощущается конкуренция за кадры. Их слишком мало, за каждый квалифицированный кадр идет нешуточная борьба. Кроме того, действительно талантливые айтишники редко остаются в Смоленске. Они перебираются работать в федеральные и международные компании.
При этом, конкурируют не только за специалистов, но и за тех, кто мало-мальски понимает в сфере IT. Новые кадры приходится выращивать с нуля. Мы очень много ресурсов тратим на обучение молодых специалистов. У нас очень много различных программ, онлайн и оффлайн-курсы. Мы начинаем готовить людей с последних курсов института. За счет этого мы и удерживаем конкуренцию. А так смоленское IT сообщество небольшое. Не сказать, что сплоченное, но мы все друг друга знаем и договариваемся, чтобы вести честную игру. Мы являемся организаторами крупнейшего IT-фестиваля, куда съезжаются специалисты со всей Смоленской области. Также стараемся поддерживать конкуренцию, чтобы смоленские IT-компании имели возможность развиваться.
Рынок IT в Смоленской области прежде всего имеет яркую коммерческую направленность. IT-технологии применяются для автоматизации бизнеса, поиска клиентов, рекламы. При этом он продолжает стабильно развиваться, хоть и сталкивается с нехваткой кадров.
Андрей Федоскин