Приближается профессиональный праздник системного администратора. Но кто это такой? Какие функции он выполняет, где трудится и сколько зарабатывает? И как сисадмину живется в Смоленске? Это я решил выяснить, взяв интервью у действующего системного администратора.
Имя заменено по просьбе собеседника. Все фото взяты с открытых источников.
— Здравствуйте, Игорь! Расскажите об основных обязанностях системного администратора.
— Главная обязанность – следить за состоянием вычислительной техники, в том числе и компьютера. Периферия, сетевое оборудование. Я провожу плановое обслуживание и чиню поломки.
— Нужно ли для вашей работы специальное образование? Или справится любой?
— Есть много разных направлений. Если взять самое простое – ремонтника, там можно без опыта, всему научат наставники. Если берем что-то более серьезное, нужна подготовка, теоретическая база. Для маленького офиса на десять ПК база одна. Для больших предприятий — другая. Я одно время обслуживал несколько заводов, там серьезное дорогое оборудование, к которому тебя не подпустят, даже если что-то умеешь.
— А программирование сюда входит?
— Входит, но не везде. Я учился в академии работе с сетевым оборудованием, там программирования было мало. Да, оно используется в администрировании. Есть язык Python, его часто применяют в наших кругах. Но это уже другое.
— Расскажите о самых частых причинах поломки.
— Больше половины случаев – это человеческий фактор. Серьезность последствий разная. Программные поломки на ПК исправить легко. Пара часов, а то и быстрее. Что-то физическое – большое время и большие суммы. Например, МФУ-принтеры промышленного уровня. Бывает, что кто-то оставит там вместе с бумагой скрепку. В результате ломается барабан, и не только. Десятки тысяч и куча работы.
Проблема кроется в том, что значительная часть работников с техникой и компьютерами обращаться не умеет. К примеру, что-то не открывается сразу. Вместо того, чтобы подождать, работник открывает еще и еще. Из-за этого ПК виснет. А человек может и ударить в гневе. Или просто рукой зацепить.
Бывают и другие проблемы. Часто – несвоевременное обслуживание. Физическая чистка, наладка охлаждения. В офисе достаточно чистить раз в полгода. А на предприятиях сложнее. Я работал на ткацкой фабрике, там много пыли. Техника забивалась мгновенно. Раз в месяц приходилось чистить. Станки тоже, но этим занимались наладчики.
— Существует целый пласт офисного фольклора с историями о противостоянии админов и работников. Насколько они правдивы?
— Полностью правдивы. Бывает недопонимание, конфликт. Мне не нравится, как человек работает за компьютером. А работникам не нравимся мы. Не хотят ждать, пока обслуживаю их компьютер.
Бывает, хочу что-то улучшить, сделать быстрее. Это затраты. Не каждый начальник готов выложить сумму для улучшения условий работников. А что-то запретить – это всегда. Самое частое – заблокировать сайт. Одна дама, например, не вылезала из Одноклассников. Пока не заблокировали, не могла включиться в работу.
Но вообще системный администратор – это в первую очередь инженер, он работает с техникой, а не с людьми. Поэтому возникают трудности в общении.
— Где востребованы сисадмины, и где работали именно вы? И сколько платят?
— Везде. У меня были фабрики, были университеты. Работал и как подрядчик для разных организаций, которые не готовы нанимать админа на ставку. Лучше всего – на вольных хлебах. Сам принимаешь заказы, выбираешь клиентов. А если в найме, то в университетах. Зарплата небольшая, но отношение и условия хорошие.
Оплата труда у нас в среднем – 35 000 рублей. Для инженера очень мало. Был на одном объекте, полностью им занимался. Зарплата была 25 000. Начальник забирал 80 000. Это везде так: начальство берет большую часть. А в бюджете и вовсе 15 000 бывает.
— А что больше всего запомнилось из практики? Прямо неадекватное.
— Случаев бывает много. Клиенты творят всякое. Но и начальство порой чудит. Было шесть серверов и сетевое оборудование. Все грелось. А комната была очень маленькая. Там работал на полную мощность кондиционер: серверам нельзя перегреваться. И как-то начальник говорит: сильные затраты электричества, отключайте кондиционеры. И с серверами начались перебои.
Еще был случай. Клиент: компьютер плохо работает, издает звуки странные. Вскрываем. А там все занято пылью. Огромная борода. И как оно должно работать?
— Спасибо за плодотворный диалог! С профессиональным праздником вас!
— Пожалуйста! До свидания!
Андрей Федоскин