27 января – Международный день памяти жертв Холокоста.Именно в этот день много лет назад, в 1945 году, состоялось освобождение узников польского концентрационного лагеря «Освенцим». А у нас в гостях — председатель Смоленской еврейской общины Зиновий Григорьевич Агранат.
Рабочий кабинет председателя общины Зиновия Аграната
В Смоленске был свой Холокост
— Зиновий Григорьевич, расскажите, какие мероприятия проводятся общиной в связи с памятью о Холокосте?
— Мы проводим много различных мероприятий, связанных с различными памятными для нас событиями, датами и праздниками. Устраиваем различные акции, выездные мероприятия. Раньше проводили широко, обширно, выставки устраивали. Сейчас в связи с пандемией все мероприятия проводятся дистанционно.Также к нам приезжали и приезжают из Москвы, из-за рубежа, приходят в гости либо просят помочь в розыске мест захоронения погибших на Смоленщине родственников, и мы всем помогаем. В каждом населенном пункте, в каждом районе похоронены евреи.
Больше 20 лет община выпускает ежемесячное издание ЯХАД-ВМЕСТЕ «Смоленская еврейская газета».
Наиболее масштабно наша община обычно отмечает память о Холокосте местного значения: 15 июля – день памяти узников смоленского гетто. Оно было уничтожено фашистами 15 июля 1942 года – на три года раньше, чем освобождения заключенных Освенцима. Это было одно из больших, а пожалуй, и самое большое гетто на территории России (сейчас мы Украину не считаем, это уже другая страна). В Смоленске есть и еврейское кладбище, и место гибели евреев, находится в деревне Вязовеньки, недалеко от города. А гетто находилось в Садках.
У нас есть экскурсия по еврейским местам Смоленщины, которая содержит исторический экскурс, в том числе и о Великой Отечественной войне.
Уроки трагедии
— Во время Холокоста, — продолжает рассказ Зиновий Григорьевич. — Во-первых, уменьшилось население, евреев стало меньше. До войны в Смоленске евреев было около 13000. Все евреи, которые сейчас проживают в Смоленске и области, — они наши, мы никого не отталкиваем, они могут придти сюда в любой момент. Есть у нас база данных, в которой примерно 1,500 человек. Бывает, приходит мужчина по техническим работам, и в разговоре выясняется, что его мама – Мария Соломоновна. Ну, это явно еврей, даже если он об этом и не догадывается. Многие люди наверное не знают, что у них есть такие корни.
Пожалуй, самый главный урок Холокоста – нельзя убивать людей только за то, что они рождены именно такими, такой нацией, такого цвета кожи и вероисповедания. Нужно быть толерантными.
— Как вы думаете, почему Гитлер хотел уничтожить евреев?
— Сложный вопрос. Среди населения бытуют всякие мнения, но я не осмелюсь их высказывать, потому что я считаю, что это не так. Что вроде как его кто-то из евреев обидел… Нет, это воспитание, это цель прихода к власти. Сейчас много бунтуют и в России, и в других странах, потому что кого-то надо обвинить. Типа почему так плохо живет человек – евреи все забрали.
Евреем стать трудно
— Зиновий Григорьевич, как вы оцениваете уровень антисемизма на Смоленщине в последнее время?
— В последнее время этого нет. В 90-е годы и в начале 20-х годов были в основном надписи на домах. Когда еще только раввин приехал 20 лет назад, то, когда мы с ним проходили по городу, вслед бросали фразы оскорбительные. Сейчас этого не наблюдается. К нам многие приходят, хотят быть евреями. Раньше слово «еврей» было нарицательным, ругательным. А сейчас, наоборот, говорят — хочу быть евреем, есть еврейские корни. К нам любой человек может зайти – православный, мусульманин. Если есть какие-то вопросы, мы помогаем.
Иудеем быть трудно. Нужно знать и выполнять 613 заповедей. Иудеем может стать и человек без корней. Просто нужно соблюдать законы, традиции, и чтобы кто-то его курировал. Как он встает, надо сразу молиться, употреблять только определенную пищу, перед приемом пищи надо произнести благословение, и так далее, чтобы он все соблюдал. Но такого за 20 лет было всего несколько желающих. Вот если человек, к примеру, решил стать мусульманином, у них это намного проще.
Один из главных еврейских символов, Менора - золотой семиствольный светильник (семисвечник), который, находился в Скинии Собрания во время скитания евреев по пустыне, а затем и в Иерусалимском храме, вплоть до разрушения Второго Храма. Является одним из древнейших символов иудаизма и еврейских религиозных атрибутов. В настоящее время изображение меноры является наиболее распространённой национальной и религиозной еврейской эмблемой. Менора изображена и на гербе государства Израиль.
В диаспоре евреи в основном говорят на «идиш». Раньше мы проводили занятия по изучению иврита, но сегодня по известным причинам занятия не проводятся.
Беседовала Арина Муржак