Очень увлеченная молодая смоленская семья взяла, да и построила самый настоящий летающий самолет. Да, одноместный и небольшой, но все же – самолет! Рассказываем, как это было реализовано.
От редакции
Начало истории о том, как семья Андрея Яковлева и Натальи Тумашовой вообще пришла к такой необычной и сложно осуществимой идее – ЗДЕСЬ, ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ.
В первом материале также рассказывается о принципиальных моментах организации постройки самолета и выбора оптимальной модели. Кроме того, освещены материальные и временные затраты на осуществление мечты. Вторая статья посвящена выбору мотора и вновь модели самолета. Третья — про создание крыльев, бака, фюзеляжа, шасси, приборов…
А мы идем дальше. Слово Андрею Яковлеву.
Андрей Яковлев воплощает в жизнь свою мечту
Материалы под рукой
Наш самолёт «Хит Супер Парасоль» покрыт тканью, натянутой пропиткой «эмалитом» (лак НЦ-551) в два слоя. Ещё два слоя – «эмалит» с алюминиевой пудрой для защиты ткани от воздействия солнечного ультрафиолетового излучения. А потом нанесена схема автомобильной «акрилкой».
Наталья Тумашова и будущее шасси
Такое небольшое количество слоев «эмалита» и ограниченная по площади схема применена для уменьшения вредного веса. Ткань – обычный лавсан около 60 г/м2, тоже для минимального веса, продаётся в любом магазине тканей и называется там по-разному: полиэстеровая, полиэфирная. Мы провели разрывные испытания и решили, что нам подойдёт.
Полотно пришито к каркасу крыльев и хвостового оперения лавсановыми нитками. А к раме фюзеляжа- приклеено. Все швы заклеены лентами. Ленты нарезаны из той же ткани специальными ножницами, дающими зубчатый край. Ножницы купили в магазине Икея. Пришивка к крылу требует специальных игл, которыми можно проткнуть крыло на всю толщину. Иглы купить не смог, пришлось сделать самому из проволоки ОВС диаметром 2 мм.
Лак НЦ-551 продается в бочках по 50 л. Сначала, кажется, что этого много, но у нас осталось литров 5! Так что бочка на самолёт — это нормально.
Отдушина
Самолёт летает классно! Разбег около 50 метров. В воздухе устойчив и послушен. В турбулентной атмосфере эффективность рулей достаточна. Садится, при полностью выбранной на себя ручке, точно на три точки. Во время посадки тенденций к сваливанию на крыло нет. На грунте, на разбеге, пробеге самолёт устойчивей, чем на асфальте, но это особенность всех самолётов с хвостовой опорой.
Накопленный на сегодняшний день опыт показывает, что самолёт в наше время может построить любой грамотный человек. Однако, чтобы полёты приносили радость, а не огорчения, в работе необходимо соблюдать множество правил и условий. Эти правила выработаны за много лет развития авиации.
В целом, по моим субъективным оценкам, самолёт «дружелюбен» и приятен в управлении, полностью удовлетворяет потребность в «радости полёта», однако от пилота требует предварительной подготовки.
Из «недостатков» могу отметить ограничения на вес и рост пилота, а также погодные ограничения, как для всей сверхлегкой авиации (СЛА).
Может, кто-то скажет: «Скороподъёмность 1,5 м/с — это мало», однако мне достаточно, особенно учитывая поставленную задачу – построить самый доступный самолёт, который может построить каждый!
Может почти каждый…
И в конце я хочу привести слова известного конструктора В.П. Кондратьева из книги «Самолёт – своими руками».
«Деятельность СМИ превратила самолёт, в общем-то простую и понятную машину, в глазах неспециалистов в невероятно сложный аппарат, над расчётом которого трудятся десятки и сотни учёных и инженеров, опирающихся на помощь научных институтов и современную вычислительную технику. Куда уж там самодельщикам с их доморощенными методиками и полукустарными самолётами. Эта деятельность СМИ нанесла немалый ущерб любительскому самолётостроению в нашей стране. В итоге всё это отрицательно сказалось и на авиационном спорте, и на планеризме, и даже на авиамоделизме. Резко снизился приток в авиационную промышленность энтузиастов. В результате на свет появляются вполне правильные машины, сработанные «без души», «без изюминки». Такая техника успешно эксплуатируется, но конкурировать с лучшими зарубежными образцами, конечно, не может.
Накопленный на сегодняшний день опыт показывает, что самолёт в наше время может построить любой грамотный человек. Однако, чтобы полёты приносили радость, а не огорчения, в работе необходимо соблюдать множество правил и условий. Эти правила выработаны за много лет развития авиации».
И от соблюдения этих правил зависит результат постройки самодельного самолёта.
Продолжение следует…
Андрей Яковлев