26 апреля 2024, Пятница

Курс валют

EUR
 
99,69
USD
 
92,91
16+

Что нам стоит самолет построить…

Больше Материалов

А что с налогами?

В первую очередь предпринимателей интересуют различные льготы и преференции. Налоговые льготы призваны адресно стимулировать те или иные сферы и отрасли...

Задел на новый урожай

Профильные региональные структуры рассказали о том, что в Смоленской области стартовали весенне-полевые работы. Например, в Руднянском районе аграрии провели...

Есть рост по отраслям

Подоспели свежи данные региональной статистики. В соответствии с ними в феврале 2024 года промышленное производство в Смоленской области увеличилось...

Очень увлеченная молодая смоленская семья взяла, да и построила самый настоящий летающий самолет. Да, одноместный и небольшой, но все же – самолет! Рассказываем, как это было реализовано.

От редакции

Про семью  Андрея Яковлева и Натальи Тумашовой мы уже писали в материале «Не боги горшки обжигают».

Но кроме бизнеса-увлечения по изготовлению ручной керамической посуды, молодые люди еще «болеют небом». Сначала они летали на дельтапланах. Но затем давняя детская мечта Андрея побудила его изучить вопрос самостоятельного строительства самолета. И задача показалась ему посильной. Далее было детальное углубление в тему, подбор оптимальной модели, материалов, узлов, комплектующих…

И вот в 2018 году был готов одноместный самолет категории «Сверхлегкая авиация» (СЛА) модели «Хит Супер Парасоль модель V». На его постройку ушло 2,5 года (1,5 тыс. человекочасов). Бюджет составил 200 тыс. рублей.

Сейчас герой рассказа вовсю летает на нем и даже завоевывает призовые места на профильных смотрах. Но об этом — в следующих материалах.

А сейчас — слово Андрею Яковлеву, который расскажет о том, как все начиналось.

Семья, воля и проект

Решив построить самолёт, самодельщик сталкивается с рядом вопросов. И от успешного ответа на них зависит исход всего дела.  Я считаю, что самолёт может построить каждый грамотный человек, если выполнит три условия:

  1. Обеспечит поддержку и понимание своей задумки родными и близкими.

Т.к. строительство самолёта отнимет ВСЁ свободное время, очень важно, что бы семья не была «против», ещё лучше – сделать это общим делом, «зажечь» своей идеей самых близких людей. По данным Американской Ассоциации Экспериментальной Авиации около 70%(!) «недостроя» связано с «жёнами». Проблемы в семье, связанные с отсутствием внимания из-за строительства, в большинстве случаев приводят к «бросанию».

  1. Выработает в себе большую силу воли.

Сила воли – это превосходство разума над чувствами. Строительство самолёта – весьма трудоёмкий процесс. Огромный объём работ может заставить усомниться, расстроиться. Будут взлёты и падения. Поэтому нужно научиться бороться с самим собой. «Не хочется, а надо!». И каждый день, не смотря ни на что, идти к своей цели!

  1. Подберёт подходящий проект.

В наше время появилось много готовых проектов самолётов для самостоятельной постройки. Очень важно выбрать наиболее подходящий именно под свои финансовые, технологические и эксплуатационные возможности. Для оценки своих возможностей нужен, конечно, опыт. Поэтому я хочу поделиться своим взглядом на эту проблему.

Все мы родом из детства

Начну издалека. В детстве я мечтал стать лётчиком. Эта мечта даже была предметом своеобразного родительского «шантажа»: «хочешь быть лётчиком – должен хорошо учиться». Отец выписывал журнал «Моделист-Конструктор», в котором я с восхищением смотрел на слёты СЛА 80-х, и думал: «Неужели возможно самому построить самолёт?». Отец был военным и, мотаясь по разным гарнизонам, возможностей ходить в кружки или СЮТы у меня не было. В средних классах возникли проблемы со зрением, и с мечтой пришлось расстаться.

В наше время появилось много готовых проектов самолётов для самостоятельной постройки. Очень важно выбрать наиболее подходящий именно под свои финансовые, технологические и эксплуатационные возможности. Для оценки своих возможностей нужен, конечно, опыт.

После школы я неожиданно для всех поступил в колледж искусств и стал саксофонистом. Через пять лет после окончания колледжа поступил в институт искусств.  В этом пятилетнем промежутке пришлось «помотаться», в результате чего я открыл свою мастерскую художественной керамики, которая и позволила мне закончить институт.

И все шло хорошо, пока я случайно не зашёл в магазин игрушек, и не увидел там авиамодель! Вот тут всё и началось. Неосуществленные мечты и воспоминания захлестнули со страшной силой.

Начал я с постройки пластиковых масштабных моделей самолетов, что дало мне стимул для изучения истории авиации. Стал «летать» в разных компьютерных симуляторах, что дало мне представление о том, как управлять самолётом. Вскоре стал строить радиоуправляемые летающие модели, а это уже основы аэродинамики и конструирования. В это время, я познакомился с местным самодельщиком, у которого был самолёт ХАИ 29 «Коршун». На этом самолёте я впервые вылетел. (Не ставьте мотор РМЗ-640 «Буран» на самолётJ).  Интересно, что мой первый в жизни полет был и первым самостоятельным! А что потом? Крылья «выросли» а своего самолёта нет…

Вот я надену два крыла…

Поразмыслив, я пришёл к выводу, что самый доступный для меня способ летать – дельтаплан.  «Мой» дельтаклуб оказался в г. Жуковский, что в пятистах километрах от г. Смоленска.  Но, как говорится, кто хочет, тот сможет. Вот это – полёт! Вот это – восторг! Из всего, что придумал человек, дельтаплан наиболее полно передаёт полёт птиц! Однако дельтаплан «требует» гор или буксировки в равнинной местности. Организация полётов — самое сложное в дельтапланеризме.

Принципиальные моменты выбора

В это время я уже пробую себя в постройке самолётов. Это был и деревянный. (Оказалось, что в нашей стране авиационную фанеру давно не производят, а та, что есть — баснословно дорогая), и стеклопластиковый. Тут неразрешимая проблема – однонаправленная стеклоткань. Цельнометаллический я даже пробовать не стал опять же из-за цены на материалы и оснастку. Я не хотел «обрастать» приспособлениями и станками из-за одного самолёта.

Из всего этого я сделал для себя ряд выводов: самодельный самолёт должен быть только одноместным из экономических и моральных соображений.

— Необходима простая, доступная и надёжная технология.

— Необходимо использовать САМЫЕ доступные материалы.

— Необходим доступный и надёжный мотор (не «Буран»:)).

Одноместный самолёт ГОРАЗДО дешевле двухместного. Он должен быть в категории сверхлёгкой авиации, опять же из-за вопроса стоимости. Важнейший параметр – нагрузка на крыло — должен лежать в пределах 20-27 кг. При меньшей нагрузке самолёт будет «хрупкой игрушкой в руках ветра». При большей – придется использовать более мощный мотор, что вызовет необходимость усиления конструкции, что приведёт к увеличению веса и необходимости использования специальных технологий и материалов, и получится просто самолёт, тяжёлый и очень дорогой. Я против самодельных двухместных самолётов, потому что считаю так: сам построил — сам и летай. А если хочешь чем-то там «делиться», покупай заводской самолёт и «делись», не надо делать людей заложниками своих амбиций.

Проверено временем

Накануне Первой Мировой войны в мире не существовало специальной, авиационной отрасли промышленности. Конструкторы для создания самолётов использовали то, что было доступно из общего машиностроения. Бурное развитие авиации во время войны отбросило все сомнительные и неперспективные технологии, методы и аэродинамические схемы. К 1918 году сформировалась наиболее компромиссная схема самолета, которая и стала классической. К концу 1920-х годов технология самолёта со стальной сварной ферменной рамой фюзеляжа и деревянным крылом, с полотняной обшивкой, достигла своего совершенства. Стремление летать выше, быстрее, перевозить больше груза потребовало новых материалов и технологий. В наши дни для самодельщика ничего не изменилось. Новые материалы и технологии делают самодельный самолёт только дороже. Для того, чтобы построить надёжный, хорошо летающий аппарат, можно и нужно использовать самые доступные материалы и технологии, отработанные ещё в начале прошлого века!

В следующих статьях я расскажу про выбор двигателя, лонжероны с нервюрами и прочими материалами с технологическими тонкостями. Также поведаю про первые полеты и раскрою секреты государственного регулирования СЛА…

Андрей Яковлев

- Реклама -

Прокомментируйте

Please enter your comment!
Please enter your name here

- Реклама -

Новые материалы

А что с налогами?

В первую очередь предпринимателей интересуют различные льготы и преференции. Налоговые льготы призваны адресно стимулировать те или иные сферы и отрасли...

Задел на новый урожай

Профильные региональные структуры рассказали о том, что в Смоленской области стартовали весенне-полевые работы. Например, в Руднянском районе аграрии провели вспашку на площади 60 гектаров,...

Есть рост по отраслям

Подоспели свежи данные региональной статистики. В соответствии с ними в феврале 2024 года промышленное производство в Смоленской области увеличилось в частности на 6,8% в...

Стимулы для инвестиций

В региональном правительстве рассказали о стимулировании инвестиций.  Для повышения инвестиционной привлекательности Смоленской области, а также помощи инвесторам и предпринимателям в регионе действует целая система...

В помощь аграриям

В Смоленской области одним из главных драйверов роста сможет стать сельское хозяйство. С 2012 года доля инвестиций в него выросла более чем в четыре...
- Реклама -

Больше материалов по теме

- Реклама -